Джибран Халиль

ПРОРОК

хранят истину в себе, но не изрекают ее. В сердце подобных им дух жи- вет в размеренном молчании. Где бы вы ни встре- тили друга - на обочине дороги или на рыночной площади,- пусть дух в вас движет вашими губами и повелевает вашим языком. Пусть голос вашего голоса говорит уху его уха; Ибо его душа будет хранить истину вашего сердца так же, как вспоминается вкус вина, когда цвет забыт и нет более сосуда. О ВРЕМЕНИ И спросил астроном: - Учитель, что скажешь ты о Времени? И он ответил: - Вы хотите измерить время безмерное и неизмеримое, вы хотите жить согласно часам и временам года и даже дух свой подчинить им. Из времени вы хотите сделать ручей, чтобы сесть на берегу и следить за его течением. Но вневременное в вас осознает вневременностъ жизни. И знает, что вчерашний день - лишь память сегодняшнего, а завтрашний - его мечта. И то, что поет и мыслит в вас, все еще пребывает в том первом мгновении, которое рас- сыпало звезды в пространстве. Кто из вас не чувствует, что его способность любить безгранична? Но кто при этом не чувствует, что сама любовь, хотя и безгранична, заключена в центр его естества, а не тянется вереницей любовных мыслей и деяний? И разве время не подобно любви - неделимой и неизмеримой? Но если в своих мыслях вы должны отмерять время по временам года, то пусть каждое из них объемлет все другие. И да обнимет сегодняшний день прошлое памятью и будущее - страстным влечением! О ДОБРЕ И ЗЛЕ И просил один из старейшин города: - Скажи нам о Добре и Зле. И он ответил: - О добре в вас могу я говорить, но не о зле. Ибо что есть зло, как не добро, терзаемое голодом и жаждой. Истинно, когда добро терпит голод, оно разыскивает пищу даже в темных пещерах, и, когда оно жаждет, оно пьет даже затхлую воду. Вы добры, когда вы наедине с собою. Но и когда вы не наедине с собою, вы не злы. Ибо заброшенный дом - не логовище воров; это всего лишь заброшенный дом. И корабль без руля может бесцельно блуждать среди коварных островов, но так и не пойти ко дну. Вы добры, когда стараетесь давать от самих себя. Но вы не злы, когда ищете выгоды для себя. Ибо когда вы стараетесь извлечь выгоду, вы всего лишь корень, что держится за землю и сосет ее грудь. Истинно, плод не может сказать корню:"Будь таким, как я, спелым, сочным и вечнодающим от своего изобилия". Ибо для плода давать - потребность, как получать - потребность для корня. Вы добры, когда говорите, полностью пробудившись от сна, Но вы не злы, когда спите, а язык ваш болтает попусту. И даже косноязычная речь может укрепить слабый язык. Вы добры, когда идете к своей цели смело, уверенным шагом. Но вы не злы, когда идете к ней, хромая. Даже те, кто хромает, не идут вспять. Но вы, сильные и быстрые, не притворяйтесь хромыми перед хромым, полагая это благом. Несть числа примерам вашей доброты, но вы не злы и тогда, когда вы не добры. Вы лишь бездельничаете и ленитесь. Жаль, что олени не могут научить черепах проворству. В вашем влечении к собственной сущности исполина лежит ваша доброта: и оно - в каждом из вас. Но в одних это влечение - бурный поток, мчащийся к морю, несущий тайны горных склонов и песни леса. А в других это -мелкий ручей, что теряется в излучинах, петляет и иссякает прежде, чем достигнет берега. Но пусть тот, кто жаждет многого, не говорит тому, кто довольствуется малым: "Почему ты медлишь и колеблешься?" Ибо истинно добрый не спросит нагого:"Где твоя одежда?" и не спросит бездомного: "Что стало с твоим домом?" О МОЛИТВЕ Потом просила жрица: - Скажи нам о Молитве. И сказал он в ответ: - Вы молитесь, пребывая в горе и нужде; о, если бы вы молились также в полноте своей радости и во дни изобилия! Ибо что есть молитва как не проникновение ваше в живой эфир? И если вам не сдержать слезы, когда ваша душа зовет вас на молитву, она сквозь слезы будет взывать к вам снова и снова, пока вы не придете с улыбкой на устах. Творя молитву, вы подымаетесь, чтобы встретить в воздухе тех, кто молится в этот час и с кем вы можете повстречаться лишь во время молитвы. Потому входите в тот незримый храм лишь ради экстаза и сладостного общения. Ибо если вы войдете в храм лишь для того, чтобы просить, вы не получите. Если вы войдете в него и падете ниц, вы не будете подняты. И даже если вы войдете в него просить добра для других, вы не будете услышаны. Довольно того, что вы входите в храм незримый. Я не могу научить вас творить молитву из слов. Бог слышит ваши слова, лишь когда он сам влагает их в ваши уста. И не могу я научить вас молитве морей, лесов и гор. - Но вы, рожденные горами, лесами и морями,