Евгений Колесов

Мантика

народе, которому различные исторические

обстоятельства еще за четыреста лет до Рождества

Христова вообще помешали возникнуть.

Герберт Розендорфер. "Латунное сердечко или

У правды короткие ноги".

На рубеже IV-III тысячелетия до нашей эры благодатный библейский

край Сеннаар (нынешний южный Ирак) населяли самые разные племена -

коренастые шумеры, стройные семиты, темнокожие дравиды... И было

среди них странное, ни на кого не похожее племя хубов - "люди они

желтолицые, бороду бреют, носят шальвары, подобно женщинам, и

поклоняются неведомому богу Ханешу", как говорилось в одной из

глиняных табличек, найденных при раскопках города Лагаша в 1878 году.

Ко времени возникновения в Шумере городов-государств хубы

оказались почти истреблены - войны были тогда, к сожалению, слишком

обычным делом. Последним пристанищем этого племени оказалась

Гуэдинна, плодородная местность между Лагашем и Уммой, тоже ставшая

"яблоком раздора" для правителей обоих городов.

Вскоре после того, как из расположенного неподалеку Ура ушел

Авраам, поднявшись со всем своим родом, чтобы покинуть этот

раздираемый войнами край (Быт.12:3-5), оба города, Лагаш и Умма, а

вместе с ними и Гуэдинна попали под власть Месилима, царя Киша, и

раздоры на какое-то время прекратились.

Тогда в Сеннааре еще не было профессионального

(наследственного) жречества; потомственные жрецы имелись лишь у

хубов. Хубы жили "монастырскими общинами", деревнями, центрами

которых были храмы, и никогда не вели войн.

Шумерийцы считали хубов, не имевших ни царей, ни князей,

чародеями и побаивались их. Однако они охотно пользовались услугами

хубских жрецов, чтобы узнать будущее, составить гороскоп или

прикинуть, каковы будут цены на пшеницу в будущем году. Жители

Лагаша, к которому официально относилась Гуэдинна, часто прибегали к

ним за советом. И вот к хубскому жрецу Таханору обратился лагашский

князь Урнанше: "Хочу поднять народ против владычества Месилима. Будет

ли мне удача?"

Хубы действительно поклонялись Ханешу, богу Космического Pазума;

позднейшие исследователи отождествляли его то с орфическим Фанешем,

то с ведийским Ганешей, но так и не пришли к окончательному выводу.

Знаменитый немецкий исследователь Эрих фон Дэникен вообще считал

хубов внеземной расой, потомками галактических пришельцев. Однако

оракулом им служил другой бог, Сатара (Сатрана), во имя которого

раскладывались особые гадательные символы.

Французы, в 1878 году открывшие богатейшие клинописные архивы

Лагаша, долго не могли понять, зачем нужны таблички, на которых

изображено только по одному знаку. Сначала они думали, что это

пособие для школьников, изучающих грамоту. И лишь Алистер Кроули уже

в ХХ веке выдвинул гипотезу, что эти знаки использовались для

гадания. Позже эта гипотеза блестяще подтвердилась.

Но вернемся в древний Сеннаар. Жрец Таханор раскинул свои

клинописные таблички и сообщил Урнанше, что он победит Месилима

и станет царем Лагаша, но сохранить трон, а тем более передать его

потомкам сможет, лишь если возьмет хубов под свое покровительство, то

есть защитит Гуэдинну от набегов соседей.

Князь обещал, и войско двинулось в поход. Предсказание

Таханора сбылось: война окончилась разгромом Месилима, а Урнанше стал

царем свободного Лагаша. Таханор же стал его верховным жрецом. С него

и началась династия лагашских ишакку (жрецов бога-покровителя

Лагаша).

Но Урнанше не удалось сдержать свое обещание: освободившись от

власти Месилима, владыка соседней Уммы очень скоро захватил Гуэдинну,

перебив большинство ее жителей, а остальных превратив в рабов.

Освободить Гуэдинну удалось лишь сорок лет спустя внуку Урнанше

Эаннатуму, когда спасать, в сущности, было уже некого. Тайное знание

хубов сохранил один человек - старший сын жреца Таханора.

Потом было еще много войн, переворотов и взаимных предательств;

династия Урнанше, как и предсказывал Таханор, погибла. В конце

концов Лагаш победил, став крупнейшим и сильнейшим городом Шумера, но

хубов как народа уже не было. Остались лишь потомки верховного жреца,

чьи гадательные таблички и сохранились до нашего времени.

Подробнее о событиях той эпохи читатель может узнать из

учебников истории или из замечательной книги С. Крамера "История

начинается в Шумере" (М., "Наука", 1991); мы же обратимся к той

системе гадания, которой пользовался последний из хубов, верховный

жрец