Евгений Колесов

Мантика

перевалило за тысячу. Выбор огромен: черно-белые и цветные,

строгие и забавные, простые и мудреные, стилизованные под Индию,

Египет, Древнюю Мексику, рококо, классицизм, импрессионизм, есть даже

сюрреализм и поп-арт... Дань этому жанру отдал и Сальвадор Дали,

сделав семьдесят восемь коллажей из работ старых мастеров с

собственными живописными "комментариями". Его колода, естественно,

очень популярна в Испании.

Однако при всем разнообразии рисунков основной смысл арканов,

двадцати двух больших и пятидесяти шести малых, остается одним и тем

же. "Наука и религия" о них уже писала - см. статьи А. Вяткина в N

1/89 и P. Николаевой в N 12/91. Кроме того, на русском языке имеются

книги, в которых можно узнать о них подробнее, напр.: Папюс.

Предсказательное Таро. СПб., 1912, переизд. М., 1991; Шмаков

В., Арканы Таро, М., 1916; Ларионов И.К. Арканы Таро. М.,

"Прометей", 1990; Monster. Азбука Таро. М., "Интерарк", 1992 и

другие. Поэтому сегодня мы об арканах говорить не будем.

В целом все существующие варианты карт Таро можно разделить на

четыре основных типа. Перечислим их "в хронологическом порядке"

соответственно времени их возникновения.

Во-первых, Марсельское Таро, сохраняющее традиционный рисунок

самых первых карт XIV-XVIII вв. ("музейные" колоды Ж. Грингонье,

Висконти-Сфорца, Фурнье, М. Морана). Названия и трактовка арканов

также вполне традиционны. Pисунок имеют только 22 Старших Аркана; на

младших изображены лишь цифры и фигуры, указывающие масть (жезлы,

кубки, мечи и денарии). Подробнее о работе с этим типом карт можно

узнать из книги М. Морана "Марсельское Таро", выпуск которой на

русском языке намечен фирмой "Интерарк" в 1993 году.

Во-вторых, "Египетское" (тж. "Цыганское") Таро французского

оккультиста Этейллы (XVIII-XIX в.), в свое время очень популярное в

Pоссии. Были даже карты с надписями на русском языке и "Таинственная

книга Тота" о них, изданная в Москве в 1861 году. Нумерация Старших

Арканов, а также их рисунки у Этейллы во многом отличаются от

классических, в результате чего, естественно, и их трактовка

оказывается несколько иной.

Третий, ныне самый распространенный тип можно обозначить как

"Общее Таро": рисунками тут снабжены все Арканы, и Старшие, и Младшие

(у Младших Арканов рисунки впервые появились в 1910 году, в колоде

американской художницы Памелы Смит, которые и воспроизведены в N 1

"Науки и религии" за 1989 год; с тех пор рисунками снабжаются все

варианты карт этого типа). Их трактовка полностью придерживается

древней традиции, как и в системе Марсельского Таро, хотя и снабжена

комментариями в духе современной эзотерической космологии (ХХ в.:

колоды Папюса, М. Хейндля, Д. Pамана, А.Э. Уэйта, А. Кроули, С.

Дали, "Масонская", "Акварианская" и большинство других).

И, наконец, четвертый и самый мало изученный у нас тип -

Игральное Таро. Именно карты Таро послужили в свое время прообразом

игральных карт, став, несмотря на все запреты королей, основой целого

ряда азартных игр. Первоначально играли полной колодой, со всеми

двадцатью двумя старшими картами (их-то и называли "козырями") и 56

младшими, разделенными на четыре масти по 14 карт в каждой: кроме

десяти простых карт, от туза до десятки, в ней имелось не три, как

сейчас, а четыре фигурных карты - Вестник, Всадник, Сивилла и Фараон

(младший валет, старший валет, дама и король).

Первоначально они символизировали четыре основные социальные

страты - простолюдинов (Вестники), рыцарей (Всадники), жрецов

(Сивиллы) и князей или царей (Фараоны); в Индии это шудры, кшатрии,

брахманы и раджи, и т.д. С течением времени эта символика забылась;

испанская и немецкая колоды сохранили короля и двух валетов, но

"потеряли" даму, французская и русская - короля, даму и одного

валета. Масти приобрели иные названия: вместо мечей, кубков, жезлов и

монет (денариев) на картах стали изображать шпаги (пики), сердечки

(черви), дубовые листья (трефы) и бубенчики (бубны). В современных

американских колодах пики вообще заменяют звездочками, а бубны -

яблоками. Из старших карт в этих колодах остался лишь джокер (Шут).

Появилось много новых игр, начиная от преферанса и бриджа и

кончая "дураком", "ведьмой" и "пьяницей". Почему у англичан, кстати,

любимой игрой стали бридж и белот, у немцев - скат, у французов -

экарте, у бельгийцев - ромме, у австрийцев - доппелькопф и рамш, а у

русских - преферанс, это особая история, заслуживающая отдельного

исследования. Самое интересное, однако,