Краснов И

Наузы - славянские обереги

жаловались в городской суд на своих соседей, дворян Верповских и Ярмолинских. Истцы утверждали, что соседи их, «лютой злобой к ним пылая», наводили на них порчу, закручивая на полях колосья. У них начался падеж скота, заболели крестьяне. Суд установил, что закрутки действительно делались и что скот начал погибать по непонятным причинам. Соседям пришлось выплатить убытки, пройти очищение в церкви и раскаяться в своем грехе.

Однако не надо путать закрутку колосьев со злыми целями с завиванием ржи, пшеницы, овса для обережения урожая. В добрых целях используются два ритуала. Первый из них — это завязывание последних колосьев в поле «Волосу на бородку». Колосья поливают водой или вином. Волос, или Велес, — славянский бог земли, хранитель ее недр и тайн, от него зависел урожай. Также Волос почитался опекуном скота, поэтому его благосклонность была очень важна для землепашца. Традиция оставлять на поле после сбора урожая завязанные узлом колосья пошла от обычая делать деревянному идолу бороду из созревших, налившихся колосьев. Волос представлялся нашим предкам могучим великаном с густой русо-золотой бородой. Колосья завязываются как подношение ему, с добрыми пожеланиями, чтобы испросить у бога доброго урожая на будущий год и обилия в доме. С той же целью скоту на рога часто вяжут ленточки и нити, в некоторых районах России есть обычай повязывать коровам на рога колосья злаков. Считается, что это привлечет к ним благосклонность Волоса и он дарует им хороший приплод и большие удои молока.

Другой ритуал производится, когда совсем молодые колосья хотят оградить от «вредных насекомых и гадов». Для этого приглашают знахаря или бабку-ведунью, которые три дня подряд рано утром на заре выходят в поле, шепчут заклятия, а по краям поля на стеблях колосьев завязывают узлы. Этот обычай получил в народе название «заламывание червей». Таким образом червям преграждается путь на поля.

В изобразительном народном искусстве мотив смерти Кощея Бессмертного часто сопровождается узорами из сплетенных колосьев, побегов, стеблей растений. Таким образом люди показывали торжество жизни, добрых сил над злом.

У русского народа широко бытуют обряды, связанные с повязыванием лент на деревья. Основную роль в них играла береза. Символизм дерева вообще, и особенно березы, мы уже рассматривали, поэтому нетрудно понять, почему она имела такое значение в культе возрождающейся природы. Обряды, связанные с березой, выполнялись на Троицу и семик, предшествовавший ей четверг. Эти дни стали самым значительным летним праздником, отмечавшим окончание весны и начало лета. На Троицу молодые березки срубали и носили по деревням, вкапывали перед домами. В Белоруссии считается, что освященные на Троицу в церкви березовые ветки имеют лекарственные свойства. Отдельные упоминания о таких поверьях встречаются и в России.

Основным обрядом на Троицу для русских стало завивание (заламывание) березки и плетение венков из березовых веток и цветов. О венках мы поговорим отдельно в разделе о гирляндах и венках. Завивание березки имело магический характер — этим подчеркивалось возрождение природы, и таким образом люди старались помочь дереву и на следующий год так же воспрять после зимы.

Завиванием березок занимались обыкновенно девушки, хотя порой с ними ходили и молодые женщины, а иногда и юноши. Первоначально этот ритуал был связан с древними верованиями, таинствами матери-богини, широко распространенными в эпоху матриархата, когда женщине и материнству поклонялись как проявлениям божественного. Присутствие мужчин на таких таинствах было святотатством, поэтому мужчины стали допускаться к участию в таких ритуалах сравнительно недавно. Считалось, что мужской взгляд может испортить завитую березку.

Вероятно, что известная народная песня «Во поле березка стояла» изначально была женской ритуальной песней, уже позднее ставшей столь популярной. Женщина пела о том, что она совершает древний обряд, «во поле березку заломати» и, значит, «завить березку».

Девушки шли в ближайший лес большими группами, часто они, выбирали лес, рядом с которым было ржаное поле. Здесь опять прослеживаются остатки культа древней богини плодородия.

Ветки березы закручивали наподобие венка, иногда перевязывали их лентами и плели из них косички. Иногда ветки березы пригибали до земли и привязывали к траве. Традиционно девушки завязывали березку каждая для себя, вероятно испрашивая милости у матери-земли. Однако часто в различных областях завязывали березки и для всех своих родных и близких.

Завивали березки обычно в семик, но