Ани Безант

Эзотерическое христианство

нужно было овладеть космогонией и метафизикой. Эти три ступени вели к истинным Мистериям. Вступающие в школу должны были отличаться незапятнанной репутацией и уравновешенным характером. Тесное сходство между методами и целями, преследовавшимися в этих различных Мистериях, и методами и целями индусской Йоги, бросается в глаза даже самому поверхностному наблюдателю. Но нет никакой необходимости предполагать, что античные народности извлекали свои познания из Индии: все они исходят из единого источника, из Великой Ложи центральной Азии, которая высылала своих Посвященных во все страны. Все они учили одним и тем же доктринам и применяли одни и те же методы, ведущие к одинаковым целям; существовали постоянные взаимные отношения между Посвященными всех народов и у них был общий язык и общий символизм. Так, Пифагор путешествовал по Индии и получил там высокое Посвящение, а позднее Аполлоний Тианский следовал по его стопам. Такой же индусский характер носят произнесенные перед смертью слова Плотина: Ныне стремлюсь я отвести обратно мое Я к Всеобщему Я.*23 Среди индусов разрешение преподавать божественные знания одним только достойным было всегда строго соблюдаемо. Глубочайшая Мистерия конечного знания... не может быть выдана никому, кроме сына или ученика, и никому с беспокойной душой*24. В другом месте, после описания Йоги, мы читаем: Восстань! Пробудись! Найдя Великих Учителей, слушай! Путь столь же труден для следования, как острие бритвы. Так говорят мудрецы.*25 Учитель необходим, ибо одних писанных поучений недостаточно. Цель познания познать Бога, а не только верить в Него; стать единым с Богом, а не только поклоняться издали. Человек должен познать реальность божественного Существования и затем узнать, а не только смутно верить и надеяться -что его собственная глубочайшая суть едина с Богом и что цель жизни — осуществить это единство. И если религия не может привести человека к такому осуществлению, она не более как медь звенящая или кимвал бряцающий.*26 Также было распространено и сознание, что необходимо научиться покидать свое плотное тело: Да отделит человек с твердостью ее (душу) из своего тела, как стебель отделяется из своего влагалища*27. И было написано: В золотых высочайших ножнах пребывает беспорочный неизменный Брама. Он есть сияющий белый Свет светов, знакомый знатокам внутренней Сути*28. Когда ясновидец видит золотоцветного Создателя, Господа, Духа, лоно которого есть Брахман, тогда, отбрасывая одинаково и достоинство и недостаток, беспорочный Мудрец достигает высочайшего соединения.*29 И евреи также не были лишены сокровенного знания, и у них были свои школы Посвящения. Собрание пророков в Навафе, под председательством Самуила*30, являлось такой школой, и в ней производилась устная передача преемственных знаний. Подобные же школы существовали в Вефине и в Иерихоне*31; и в книге Крюдена Concordance*32 встречается следующее интересное замечание: Школы или коллегии пророков — первые школы, о которых имеется отчет в Священном Писании, где дети пророков, что означает их учеников, жили в условиях уединенной и суровой жизни, в постоянном обучении и медитации и в чтении Закона Божия... Этим школам или Обществам Пророков пришли на смену Синагоги. Каббала, в которой заключено наполовину раскрытое учение, является в том виде, в каком она сейчас современной компиляцией, так как часть ее составлена Раввином Моисеем де Леон, который умер в 1305 г. по Р. Х. Каббала состоит из пяти книг: Бахир, Зохар, Сефер, Сефирот, Сефер Иецира и Аш Мецарет; утверждают, что ее происхождение — устная передача, идущая из глубокой древности, если древность рассматривать с точки зрения исторического летоисчисления. Доктор Уинн Уэсткотт говорит, что еврейская традиция приписывает самую древнюю часть Зохара эпохе, предшествовавшей построению второго Храма; а Раввин Симеон бен Иохай записал одну ее часть в первом столетии Христианской эры. Относительно Сефер Иецира Сваджа Гаон, умерший в 940 г. по Р. Х., выражается как об очень древнем.*33 Некоторые части древних устных учений были внесены в Каббалу, каковой она является в наше время, но истинная архаическая мудрость евреев остается в ведении небольшого числа истинных сынов Израиля. Как ни краток этот очерк, он достаточно ясно указывает на существование сокровенной стороны мировых религий, и теперь мы можем перейти к рассмотрению вопроса, составляет ли Христианство исключение из этого всеобщего правила.

Глава II. СОКРОВЕННАЯ СТОРОНА ХРИСТИАНСТВА

I. Свидетельства Писаний

Мы уже видели, что по единогласному