Александр Мень

Сын человеческий

должно было пробудить всех, кто остался верен учению пророков. Следовательно, книжники утратили главный смысл пророческой проповеди. Признавая на словах, что основа Торы - любовь к Богу и к человеку, они продолжали подменять дух закона Божия системой формальных обязанностей и культовых правил.

Пророк Михей учил:

Тебе сказано, человек, что есть добро и что Господь требует от тебя: Только поступать справедливо, и любить милосердие, и в смирении ходить перед Богом твоим2.

Между тем фарисеи, особенно ученики Шаммая, с головой погрузились в дебри ритуализма и казуистических толкований. Знатоки канонов, они обратили их в орудие господства над “невеждами”. На этой почве возникало множество злоупотреблений, доходивших почти до цинизма.

Христос хотел предостеречь Церковь от этого соблазна, от “закваски фарисейской”, и показать на примере пастырей Израиля, какая опасность может ей угрожать. Обращаясь к ученикам, Он заговорил: На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи.

Итак, что они скажут вам, - исполняйте и храните, по делам же их не поступайте.

Ибо, говоря, они - не делают.

Связывают ноши тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людей;

сами же пальцем своим не хотят двинуть их.

Все же дела свои совершают с тем, чтобы видели их люди.

Расширяют “тефиллин” свои и увеличивают кисти;

любят же первое место на званых обедах, и первые сидения в синагогах, и приветствия на площадях, и чтобы звали их люди: “равви”...

Поедающие дома вдов и для вида молящиеся, эти примут большее осуждение...

Вас же пусть не называют “равви”, ибо один у вас Учитель, вы же все - братья.

И отцом своим не называйте никого, ибо один у вас Отец - Небесный.

И пусть не называют вас наставниками, потому что Наставник у вас один - Мессия.

Больший из вас да будет вам слугою.

Ибо, кто вознесет себя, тот смирен будет, а кто смирит себя, тот вознесен будет3.

Отказавшись от авторитарной власти над людьми, Иисус и Своим апостолам завещал лишь одну власть - власть любви и служения.

Но это не значило, что Он был готов на компромисс с двуличием и неправдой. Когда Христос въехал в Иерусалим под крики “Осанна”, Он явил Себя кротким Царем примирения; отвечая на вопросы богословов - действовал как мудрый Наставник; теперь пробил час, когда Он должен был выступить как Пророк-обличитель.

В Своей речи Он не стал касаться зелотов и саддукеев, дни которых и без того были уже сочтены. Первые сами готовили себе гибель, раздувая пламя войны, вторые представляли собой горстку богатых клерикалов, с каждым годом терявших поддержку народа. Подлинными представителями ветхозаветной Церкви были книжники, раввины, толкователи, принадлежавшие к фарисеям. Иисус не отрицал и не умалял их заслуг; Он прямо говорил, что апостолы сеяли на почве, вспаханной прежде наставниками веры: “Другие потрудились, и вы вошли в труд их”4. Но именно это призвание книжников возлагало на них величайшую ответственность и делало их грех тяжким вдвойне.

Обличение Христово было подлинным судом Мессии над теми, кто хотел “откупиться” от Бога с помощью обрядов и даров, кто считал себя кастой, которая одна владеет ключами спасения.

Над городом и столетиями, над религиями и церквами прозвучало слово Сына Божия, разящее как меч:

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное перед людьми!

Вы и сами не входите, и входящим не даете войти...

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, чтобы сделать хотя бы одного прозелитом;

и, когда это случается, делаете его сыном геенны, вдвое худшим, чем вы...

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину* с мяты, аниса и тмина и обошли более важное в Законе: правосудие, и милосердие, и верность.

Это надлежит исполнять, и того не опускать.

Вожди слепые!

Отцеживающие комара и проглатывающие верблюда!

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете снаружи чашу и блюдо, внутри же они полны хищения и невоздержания.

Фарисей слепой!

Очисти прежде чашу и блюдо внутри, чтобы и снаружи они стали чисты.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы подобны гробницам побеленным, которые снаружи кажутся красивыми, внутри же полны костей мертвых и нечистоты.

Так и снаружи кажетесь людям праведными, внутри же наполнены лицемерием и беззаконием.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророков и украшаете памятники праведных, и говорите: если бы мы жили во дни отцов наших, мы не были бы сообщниками их в крови пророков”.