Александр Мень

Сын человеческий

of Bible Life. London, 1967, p.203.

110 См.: Свенцицкая И. Указ.соч., с.61-62.

111 См.: Грунтфест Я. Новый документ о йеменско-палестинских связях доисламского периода. - Палестинский сборник, 1974, N 25 (88), с.105-114. Bagatti P. Excavations in Nazareth. Jerusalem. 1969. В своей автобиографии (Vita, 45) Флавий говорит о городах и деревнях Галилеи.

112 См.: Kenyon F.G. and Bell H.I. Greek 204 Papyri in the British Museum. London, v.III, 1907, p.125.

113 Крывелев И. Евангельские сказания... с.20.

114 См.: Машкин Н. Принципат Августа. М., 1949, с.528, 545.

115 См. гл.1, прим.4.

116 Флавий И. Иудейская война, I, 33,8; Лк 3,1.

117 См.: Albright W.F. The Archeology of Palestine. London. 1949, p.244.

118 Крывелев И. Евангельские сказания... с.21.

119 Флавий И. Арх. XX, 9,1.

120 Ленцман Я. Указ.соч., с.189.

121 См.: Флавий И. Арх. XIV, 4,4. О греческом населении, обитавшем у Геннисарета, см.: Страбон. География, 16,2,35.

122 Крывелев И. Что знает история... с.124.

123 См. выше гл.17, с.

124 Крывелев И. Что знает история... с.125.

125 Крывелев И. Евангельские сказания... с.24.

126 Флавий И. Арх. XVII, 2,2; 4,3; XVIII, 2,3; XX, 9,1.

127 Историческая критика может распространяться только на форму или жанр евангельских рассказов о чудесах. Всестороннее рассмотрение этого вопроса дано в сборнике статей “Les miracles de Jйsus” под общей редакцией К.Леон-Дюфура (Paris, 1977).

128 Эту концепцию использовал в качестве литературного приема М.Булгаков в своем романе “Мастер и Маргарита”.

129 См.: Bell H.Y. Fragments of Unknown Gospel and Other Early Christian Papyrus, 1935; Roberts C.H. An Unpublished Fragment of the Fourth Gospel in the I.Rylands Library. Manchester, 1935; Иванов А. Текстуальные памятники Священных Новозаветных писаний. - БТ, М., 1960, с.66; еп.Михаил (Чуб). Памятники древнехристианской письменности. - ЖМП, 1955, N 12, с.56.

130 Эти ссылки приведены в подлиннике в кн.: Муретов М. Ренан и его “Жизнь Иисуса”. СПб., 1907, с.345 сл.; см. также: Aland К. Synopsis Quattuor Evangeliorum. Stuttgart, 1973.

131 Св.Климент. 1 Послание к коринфянам, 13, 15, 16, 18, 24.

132 Св.Игнатий Богоносец. Послания к ефесянам, XIV; к смирнянам, IV, I; к Поликарпу, II, I; Дидахе, I, VII, VIII, XI, XV, XVI.

133 Св.Поликарп. Послание к филиппийцам, 2,7. О возрасте Поликарпа см. Окружное послание о мученичестве Поликарпа (русск.пер., М., 1835, с.15).

134 Евсевий. Церковная история, III, 39.

135 См.: Безе Г. Достоверность наших Евангелий, с.116-117; Quasten J. Patrology. Utrecht, v.I, p.191f.

136 Св.Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, 5, 17, 49, 51, 76, 78, 100, 102 и др. Кроме того, христианский писатель рубежа I и II веков Кодрат свидетельствует, что он знает некоторых лиц, исцеленных Христом (см.: Евсевий. Церковная история, IV, 3).

137 Евсевий. Там же, 1,13. О находке см.: Кубланов М. Указ.соч., с.24.

138 Св.Ириней Лионский. Против ересей, II, 17,8,22; III, 11, 7-9.

139 Ревиль А. Иисус Назарянин. Т.1, с.209.

140 Св.Ириней. Против ересей, III, 1,1. О Марке см.: Деян 12,12; 13,5,13; 15,37-39; Кол 4,10; Флм 24,2; Тим 4,11; 1 Петр 5,13; возможно, что Марк, как и Варнава, был левитского рода; см.: Фивейский М. Евангелие от Марка. - ТБ. Т.IX, с.1-11; Nineham D.E. Saint Mark. London, 1967, p.38-43.

141 Папий. - В кн.: Евсевий. Церковная история, III, 39.

142 Св.Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, 108.

143 См.: Lйon-Dufour X. Les Йvangiles synoptiques. - RFIB, v.II, p.198.

144 Мк 15,21; ср.Рим 16,13,14,51-52. В связи с этими данными стоит, может быть, находка израильских археологов, сделанная в долине Кедрона. Там был обнаружен фамильный склеп иудеев - репатриантов из Египта. Среди них похоронен и некто “Александр, сын Симона”, родом из Кирены (см.: Barag D.P. Tйmoignages archйologiques sur l’histoire de Jйsus. - Les dossiers de l’archйologie, 1975, N 10, p.12).

145 См.: Lйon-Dufour X. The Gospels and the Jesus of History, p.110.

146 Мк 3,17; 5,41; 7,11,34; 14,36; 15,34.

147 Папий. - В кн.: Евсевий. Церковная история, III, 239. Совершенно очевидно, что речь идет о мытаре Левии, сыне Алфея, прозванном Матфей; см.Мф 9,9-10; Мк 2,13-15; Лк 5,27-29.

148 См.: Lйon-Dufour Х. Les Йvangiles synoptiques, p.192. Мф цитирует Библию не по подлиннику, а по Септуагинте, греческому переводу, распространенному у евреев, живших вне Палестины.

149 Исследователи полагают, что их можно разбить на несколько циклов. В частности, по А.Ревилю, этих циклов семь: 1) Новый Завет, 2)