Лесков Л.В.

Что такое космос?

некоторые работы, в России церковники замышляли

процесс над Ломоносовым.

Центральной идеей космической натурфилософии Возрождения стала идея

самодвижения материи. Божественные истины, положенные творцом в

основу мироздания, оказались доступными человеческому разуму, Признав

в принципе возможность постижения этих истин, деятелям этой эпохи

предстояло пройти долгий и непростой путь к нахождению методов,

адекватных поставленной задаче. Этот путь пролегал через

фантастическую смесь идей античной философии, христианской мистики,

магии и каббализма к экспериментальным методам исследования основных

физических закономерностей и их теоретическому обобщению. Важно было

начать это движение, и оно было начато.

На этом пути можно отметить несколько наиболее значительных идей. Еще

в XIII в. Аверроэс выдвинул концепцию двойной истины - богословской и

научной. Церковь отвергла эту идею, но она сыграла свою роль в

познании космоса. В трактатах Николая Кузанского (XV в.) намечен

переход от средневековой схоластики к экспериментальным методам

исследования, содержится ряд принципиально важных космогонических

идей:

отрицание абсолютного центра Вселенной, аргументы против

геоцентризма, глубокий анализ проблемы бесконечности и др.

Преобразование космогонических идей средневековья продолжено в трудах

Телезно и Патрици (XVI в.). Телезио вводит разграничение действий

творца и проявлений естественного закона, который регулирует-

творение. В основе книги Патрици 'Новая философия Вселенной' лежит

радикально преобразованная концепция неоплатоников: свет -

божественная благодать, но одновременно пространственная сущность,

которая формирует вещество. Космос Патрици - бесконечное незаселенное

пространство. Завершающий шаг в развитии этих идей сделал Бруно,

который наполнил бесконечный космос обитаемыми мирами, подобными миру

Земли.

НОВОЕ ВРЕМЯ

В 1543 г. вышли две книги - 'Об обращении небесных сфер' Коперника и

'О строении человеческого тела' Везалия. Они знаменовали кардинальный

разрыв со средневековыми представлениями о макро- и микрокосме, о

Вселенной и человеке и переход к каузальному объяснению природных

явлений на основе объективно существующих механических

закономерностей. Гелиоцентрическая система Коперника означала также

десакрализацию категорий пространства и времени, их истолкование

через понятие механического движения.

Нельзя сказать, чтобы современники мировоззренческой революции с

легкостью восприняли зарождение новых представлений о космосе.

Напротив, процесс переосмысления был долгим и мучительным. Вот как,

например, отразил эту ситуацию английский поэт Джон Донн (XVII в.):

Все в новой философии сомненье:

Огонь былое потерял значенье. Нет Солнца, нет Земли - нельзя понять,

Где нам теперь их следует искать... Так много нового, мир обречен, На

атомы он снова раздроблен. Все рушится, и связь времен пропала, Все

относительным отныне стало.

А вот что думал на ту же тему его современник, один из

основоположников механики Паскаль: 'Мы не

способны ни к всеобъемлющему познанию, ни к полному неведению. Плывем

по безбрежности, не ведая куда, что-то гонит нас, бросает из стороны

в сторону... Вокруг нас нет ничего незыблемого',

.Видимо, не случайно на этом фоне всеобщего смяте-

ний и XVI в. создаются новые мистические системы мировидения. Это

'Оккультная философия' Агриппы Неттесгеймского и 'наука' о тайных

силах природы, якобы исследующая внутреннюю сущность явлений,

мистическая концепция космоса, сформулированная 'духовидцем' Яковом

Бёме. Эти 'системы' имели продолжение - в XVIII в. последователь Бёме

Э. Сведенборг создал теософское учение о точном соответствии небесных

и земных явлений, разработал космогоническую иерархию добрых и злы^

сил, с которыми возможно общение.

Но даже и серьезные ученые не могли полностью отказаться от

устаревших представлений о космосе. Так, Тихо Браге в связи с

появлением кометы 1572 г. рассуждал о волнениях в Европе и о конце

мира. Кеплер провел реформу астрологии, связывая политическую и

культурную жизнь Европы с космическими событиями.

Зарождение механистической картины мира на самом исходе эпохи

Возрождения знаменовало начало нового периода