Лесков Л.В.

Что такое космос?

сознания вытекает одно

важное следствие: для кризисных периодов развития общества всегда

характерны новое мифотворчество, уход в иррациональное, увлечение

оккультизмом, мистикой, магией и т. п. Сошлемся па примеры недавнего

прошлого. Один из таких примеров - учение о мировом л^де Гербигера,

поднятое на щит руководителями нацистского рейха. Гербигер построил

собственную картину эволюции космоса, основанную 'на борьбе между

льдом и огнем - двумя противостоящими друг другу силами. Эта борьба

определяла прошлое н будет определять будущее Земли и человечества.

Один из его последователей писал: 'Незабываемое достоинство Гербигера

в том, что он возродил интуитивное знание наших предков о вечном

конфликте огня и льда, воспетое Эддой'. Эта полностью противоречашая

данным науки доктрина была объявлена 'нордической и

национал-социалистической Наукой', ее автора

в фашистской Германии называли Коперником XX века.

Другой пример - это механистическая концепция космоса, содержащаяся в

четвертой главе сталинского 'Краткого курса истории ВКП (б)'. Именно

эта концепция явилась 'теоретическим' фундаментом гонений на теорию

относительности, генетику, квантовую химию, кибернетику, которые были

развернуты в нашей стране.

Не является исключением и наше время. Напротив, наблюдается буквально

всплеск космического, околокосмического и антикосмического

мифотворчества. Анализируя результаты этой деятельности, можно

выделить шесть групп таких мифов: 1) космогонические мифы; 2)

эсхатологические мифы; 3) мифы о пришельцах из других миров; 4) мифы

космического всеединства;

5) информационные мифы и антимифы о космонавтике;

6) прагматические мифы о космонавтике. Разберем последовательно

особенности и характерные примеры мифотворчества на эти темы.

КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ

Вот пример новейшего мифотворчества на эту тему:

эссе О. Бердника 'Падение Люцифера', опубликованное в журнале 'Нева'.

Автор выдвигает гипотезу о былой архитектонике Солнечной системы, в

центре которой когда-то, кроме Солнца, по его мнению, находилась еще

одна звезда - Люцифер ('светоносный' по-латыни), масса которой в

десять раз превосходила солнечную. На месте современного пояса

астероидов располагалась Прагея - планета, на которой кипела жизнь.

Спутниками Прагой были теперешние Земля, Марс, Венера, Луна. Однако

'титаны звездного мира', населявшие Прагою, 'не сумели развязать

узлов бытия', и и результате произошла катастрофа - коллапс Люцифера,

который превратился в черную дыру, 'Князя тьмы'. Современное

человечество - жалкие потомки титанов, погибших при катастрофе.

Красиво? НесомненЙо. Доказательства? Лингвистические упражнения на

темы древних мифов. Отношение к науке? Ровным счетом никакого.

Но появляются и серьезные исследования космогонической проблемы,

выполненные в рамках того же мифологического подхода. Сошлемся в

качестве примера на очень интересную работу православного теолога

иерея А. Меня (журнал 'Наука и жизнь'). Апеллируй к интуитивному пути

познания действительности, Мень утверждает, что 'сама наука приводит

нас к факту парадоксальной, сверхрассудочной структуры мира'. Иными

словами, Мень предпринимает очередную попытку доказать существование

Творца и реабилитировать тем самым Космос Библии, опираясь на данные

современной науки. Однако в свое время еще Кант доказал

несостоятельность подобных аргументов бытия Божия, и его критика

никогда не была опровергнута апологетикой.

Вот что писал по этому поводу, например, Н. А. Бердяев, крупный

философ и глубоко религиозный человек одновременно: 'Нужно решительно

признать, что все традиционные доказательства бытия Божия -

онтологические, космологические и физико-технические - не только не

состоятельны, но и совершенно не нужны, скорее даже вредны...

Существование человека, взятого ' глубине, а не в поверхности, есть

единственное свидетельство существования Бога, так как человек есть

отображение образа Бога, хотя часто и искажающее этот свой образ'.

Возражая Бердяеву, хочется спросить: а что мешает нам высказать прямо

противоположное утверждение - Бог есть отображение образа человека,

его тень, отброшенная на безбрежные космические пространства и

увеличенная до колоссальных размеров?

ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ МИФЫ