Мирча Элиаде

Опыты мистического света

Golden Flower, p. 24.

66 Ibid., p. 26.

67 Ibid., p. 34 sq.

68 Ibid., p. 56. Существует также опасность ложных опытов со светом, в тех случаях, когда, как говорится в комментарии к Тайне Золотого Цветка, человек, полагая, что медитирует, на самом деле предается фантазиям; ср.: Ibid., p. 53.

69 Ibid., p. 10; цитата из кн.: Р.Y. Saeki. The Nestorian Monument in China (2e ed., London, 1928). Этот автор считает, что религия Золотого Эликсира Жизни (Чин Тан Чжао) - несторианского происхождения.

70 G. Tucci, Tibetan painted scrolls. Vol. II, p. 730 sq. По М. Германнсу, мифы о добре с дуалистической структурой - иранского происхождения [Mythen und Mysterien, p. 338 sq.]

71 Некоторые примеры дуализма у первобытных народов можно найти в статье: Р. Joseph Henninger, LAdversaire du Dieu bon chez les primitifs. - Satan, Etudes Carmelitaines. XXVII, Paris, 1948, p. 107-119. Ср. также: Hermann Baumann, Das doppelte Ceschlecht (Berlin, 1955), p. 229 sq.; Ugo Bianchi, Il dualismo religioso (Roma, 1958), p. 57 sq.

72 Ср. в особенности: Terre celeste et Corps de Resurrection dapres quelques traditions iraniennes. - Eranos - Jahrbuch, 1953, vol. XXIII, p. 151-250.

73 Denkart, V, 2, 2; VII, 2, 56-58.

74 Такое сближение уже проводил Шайдер; ср.: R. Reitzenstein, H.H. Schaeder, Studien zum antiken Synkretismus aus Iran und Griechenland (Leipzig, 1926), p. 230, note 1; ср. также: H. Corbin, Terre celeste, p. 110.

75 Ibid.,p.109.

76 О Вечном Свете зороастризма см. тексты в переводе и с комментарием Р.К. Зенера: R.K. Zaehner, Zurvan. A zoroastrian Dilemma (Oxford, 1955), p. 199 sq. (3-я гл. Большого Бундахишна), 210 sq., 389 sq., и в других местах. О теологии света в манихеизме ср. комментированные тексты в кн.: А.V. Williams Jackson, Researches in Manichaeism (New York, 1932), p. 8 sq., 177,183,191,216, etc. См. также: Geo Widengren, The Great Vohu Manah and the Apostle of God (Uppsala, 1945), p. 27 sq.; H.-Ch. Puech, Le Manicheisme (Paris, 1949), p. 74 sq. et les notes 285 sq. (p. 159 sq.).

77 Об этой проблеме см.: Geo Widengren, Iranisch-semitische Kulturebegegnung in parthischer Zeit. - Arbeitsgemeinschaft fur Forschung der Landes Nordrhein-Westfalen. Heft 70, Koln und Opiaden, 1960), p. 62 sq. Речь идет о мифо-ритуальном сценарии, вытекающем, при ближайшем рассмотрении, из культа Митры.

78 Ugo Monneret de Villard, Le Leggende Orientali sui Magi evangelici, p. 63.

79 Justin le Martyr, Dialogue avec Tryphon. Ch. LXXVIII, etc., цит. в кн.: Monneret de Villard, op. cit., p. 63.

80 Пер на итал. яз.: G. Levi Delia Vida, in: U. Monneret de Villard, op. cit., p. 27-49; лат. пер.: J.-B. Chabot, Chronicon Pseudo-Dionysianum vulgo dictum. - Scriptores Syri. Ser. III, t. I, Louvain, 1949), p. 45-70.

81 G. Widengren, op. cit., p. 79.

82 L.-I. Ringbom, Graltempel und Paradies. Beziehungen zwischen Iran und Europa im Mittelalter (Stockholm, 1951), p. 243 sq.

83 Об этой символике см. наши работы: Le Mythe de lEternel Retour, p. 32 sq.; Centre du Monde, Temple, Maison. In: Le Symbolisme Cosmique des Monuments religieux. Rome, 1957, p. 57-82.

84 Ср.: Harald Riesenfeld, Jesus transfigure (Lund, 1941), p. 221 sq.

85 В Угарите рассказывают о горе Цапан, или Баал-Цапану, где восседает на своем троне Ваал (Баал, Балу), царь богов и людей.

86 Sverre Aalen, Die Begriffe Licht und Finsternis im Alten Testament, im Spatjudentum und im Rabbinismus (Oslo, 1951). См. также: A.M. Gierlich, Die Lichtgedanke in den Psalmen. Eine terminologisch-exegetische Studie. - Freiburger Theologische Studien. H. 56, Freiburg im Breisgau, 1940.

86a Erwin Goodenough, By Light, Light. The Mystic Gospel of Hellenistic Judaism, New Haven, 1935.

87 R. Bultmann, Geschichte der Lichtsymbolik im Altertum. - Philologikus, XCVII, 1948, p. 1 sq.

88 O.S. Rankin, The Origins of the Festival of Hanukkah, the Jewish New Age Festival. Edinburgh, 1930; idem. The Festival of Hanukkah. In: The Labyrinth, ed. S.H. Hooke, London, 1935, p. 159-209; J. Morgenstem, The Chanukkah Festival of the Calendar of Ancient Israel. - Hebrew Union College Annual. XX, 1947, p. 1 sq.; XXI, 1948, p. 365 sq.; R.J. Zwi Werblowsky, Hanouca et Noel ou Judaisme et Christianisme. - Revue de lHistoire des Religions, janvier-mars 1954, p. 30-68. Ср. также: Sverre Aalen, op. cit., p. 130 sq.

89 F.J. Dolger, Sol Salutis (Munster i.W., 1920; 2e ed., ibid., 1925); idem. Lumen Christi. Untersuchungen zum abendlichen Licht-Segen in Antike und Christentum. Die Deo-gratias-Lampen von Selinunt in Sizilien und