Мирча Элиаде

Опыты мистического света

реальности - и, наконец, ту сакральность, которая раскрывается в Космосе, рассматриваемом как божественное творение.

Важно подчеркнуть, что, какова бы ни была природа и интенсивность опыта света, он всегда переходит в опыт религиозный. У опытов света всех типов, которые мы привели, есть один общий знаменатель: они выводят человека из его мирской, профанной вселенной или из его исторической ситуации и выталкивают его в качественно другую вселенную, в иной мир, трансцендентный и сакральный. Структура этой трансцендентной и сакральной вселенной оказывается различной в разных культурах, в разных религиях - и мы достаточно подчеркивали это обстоятельство, чтобы исключить любую путаницу. Но есть и общий элемент: вселенная, которую человек открывает благодаря встрече со Светом, противостоит профанной вселенной или выходит за ее пределы, поскольку имеет духовную природу, а значит, доступна только тем, для кого существует Дух. Мы много раз отмечали, что у человека, пережившего опыт света, коренным образом меняется онтологический статус - человек этот становится открыт для мира Духа. Для нас очевидно, что в истории человечества имеется огромное множество способов постичь мир Духа и оценить его значение; да и могло ли быть иначе? Ведь формирование любого понятия неизбежно связано с языком и, соответственно, с культурой и историей. Можно сказать, что значение сверхъестественного света непосредственно задано в душе того, кто переживает этот опыт, - однако это значение проникает в сознание лишь будучи полностью включенным в ранее существовавшую там идеологию. Парадокс состоит в том, что значение света есть, в сущности, личное открытие - но, с другой стороны, каждый открывает то, что способен открыть в силу своей духовной и культурной подготовленности. Как бы то ни было, фундаментальное значение имеет один бесспорный факт: какова бы ни была предыдущая идеологическая включенность человека, встреча со Светом производит в его существовании перелом, в результате которого ему открывается - или становится яснее, чем раньше - мир Духа, сакрального, свободы, короче говоря, существование как божественное творение или мир, освященный присутствием Бога.

1957 г.

Перевод с французского Е. Баевской.

Примечания:

1 Этот небольшой автобиографический текст был опубликован в кн.: R.M. Bucke, The Cosmic Consciousness (Philadelphia, 1901), p. 261-262. См. некоторые другие опыты света во сне и их психологические интерпретации в кн.: C.G. Jung, Psychology and Alchemy (New York - London, 1953), p. 86,89,165,177.

2 Обратите внимание на частотность числа три.

3 Ср. нашу кн.: Das Heilige und das Profane (Rowohlt Deutsche Enzyklopadie, Hamburg, 1957). Рус. пер.: M. Элиаде. Священное и мирское. M., 1994.

4 Ксенофонтов С.В. Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурят и тунгусов. 2-е изд. M., 1930. С. 76 и сл.

5 Расмуссен, цит. по нашей кн.: Le Chamanisme (Paris, 1951), p. 69.

6 Ibid., p. 71.

7 Ср. А.Р. Elkin, Aboriginal Men of High Degree (Sydney, 1946), p. 52 sq.

8 Ibid., p. 96.

9 Ibid.

10 Ср. нашу кн.: Le Chamanisme, p. 135.

11 Ibid.

12 Ср.: ibid.

13 Шанкара интерпретирует поднимаясь из его тела (sarirat samutthaya) как покидая понятие идентичности Я с телом.

14 Ср.: Images et Symboles. Essais sur le symbolisme magico-religieus (Paris, 1952), p. 97,106.

15 С. Радхакришнан [The Principal Upanishads (New York, 1953, p. 721] воспроизводит фрагмент из Ланкаватара Сутры, согласно которому йог видит во время своих упражнений форму Солнца или Луны, или нечто напоминающее лотос, или другой мир (подземный), или разнообразные формы вроде небесного огня или тому подобное. Когда все это отодвигается в сторону и наступает состояние, при котором образы отсутствуют , тогда Будды приходят вместе из всех своих стран и тогда их пылающие руки прикасаются к голове йога.

16 Цит. в кн.: A.J. Wayman, Notes on the Sanskrit term jnana. - Journal of the American Oriental Society, vol. 75, 1955, p. 261, note.

17 См.: М. Eliade, Le Yoga. Immortalite et Liberte (Paris, 1954), p. 198 sq.

18 Цит. в кн.: G. Tucci, Some Glosses upon Cuhyasamaja. - Memoires bouddhiques et chinoises, vol. III, 1935, p. 348.

19 Ibid.

20 Харивамша, 169 (2,186-188); ср.: Махабхарата, XII, 333,10; XIII, 14,382-383. Ср.: W.E. Clark, Sakadvipa and Svetadvipa. - Journal of American Oriental Society, vol. 39, 1919 (202-242), p. 226 sq.

21 Махабхарата, XII, 336,39-40.

22 Там же; Clark, op. cit., p. 233 sq.

23 Об этой проблеме см. наши кн.: Le Chamanisme, p. 367 sq.; Le Yoga,