Шлахтер Вадим

Психодинамика колдовства, или введение в паралогию

Начнем с того, что паралогия - вовсе не теория и не доктрина, а потому у нее с этикой и, тем более, с моралью просто не существует точек соприкосновения. Что же касается религий, то тут дело обстоит сложнее.

По сути, паралогия - мать всех религий. Но ее дочери, что называется, выбившись в люди, да не набравшись ума (или, напротив, нахватавшись его излиха), зачастую своевольничают и открещиваются от своего истинного родства. Ну, а мать, опять-таки по-родственному, иной раз не отказывает себе в удовольствии щелкнуть по носу свое разыгравшееся дитя. Значительно хуже то, что родным сестрам никак не ужиться друг с другом, хотя ни у одной из них нет никаких реальных преимуществ перед прочими. Зато преимуществ мнимых у каждой - хоть отбавляй! Последние-то как раз и относятся к юрисдикции этики и морали. Нам вспомнился старый, но совсем неплохой анекдот, можно сказать, и на эту тему,

Еврей приходит к раввину:

- Равен, у меня - великое горе! Мой родной сын, Исаак, задумал окреститься!

Раввин воздевает руки:

О, это действительно великое горе! Но чем я могу тебе помочь?

- За тем я к тебе и пришел, чтобы ты испросил совета у нашего Небесного Отца.

- Лучше и не уговаривай! Это будет ужасно бестактно. У Него с Сыном - те же неприятности.

У индусов есть поговорка: Оспаривать дхарму (дхарма - вера, долг, свод принципов; скрт.) другого человека, значит, демонстрировать собственное скудоумие. Вот и все бы так!

Если первые гипотетические вопросы касались преимущественно семантики, то, возможно, следующий будет связан с лексикологией.

- Почему вы употребили в названии своей книги слово введение?

- Да, потому что в данной области мы можем лишь задать вам начальный толчок. Учтите: высшая паралогия (а паралогия существует только высшая) - у каждого своя. Она не передается, и обсуждать ее бессмысленно.

` Наконец, что же хорошего - быть ненормальным ?

На этот вопрос нам придется ответить тоже вопросом.

- Нормально ли будет, если вы вдруг заработаете кучу денег - в тысячу раз больше, чем обычно? - Наверно, нет.

- А хорошо ли это будет? - Конечно, хорошо. Надеемся, вопрос исчерпан, и вы удовлетворены.

Глава 1. Арена наших действий.

Для начала порадуем вас. Эту паралогическую по своей сути книгу мы все-таки решили сдобрить некоторой толикой логики - так сказать, для вкуса. В первых главах ее побольше; в последующих - поменьше. Только, пожалуйста, не позволяйте своему уму, воспользовавшись нашей поблажкой, чересчур надувать щеки.

А теперь вообразите (рисовать что-либо мы покуда не намерены) две пересекающиеся, как им и положено, координатные оси. По вертикальной мы условимся откладывать количественные значения активности человеческой психики. В данном случае ученые обычно говорят о всяких импульсах, излучениях и ритмах головного мозга; они

даже как-то их измеряют; только нам, по счастью, до всего этого нет никакого дела. По горизонтальной оси мы будем определять волевую потенцию человека, а это есть некая таинственная сила, связующая воедино все субличности, составляющие полную личность каждого из нас.

Представьте, что вы крепко выпили в дружеской компании, а потом наговорили своим приятелям всякой чуши, да к тому же разбили любимый сервиз хозяйки дома или еще как-то учудили. В нормальном состоянии такого с вами никогда и ни за что бы не приключилось. Наутро вы все это припоминаете и чувствуете себя не очень уютно. И даже вымоленное по телефону Да брось ты, с кем не бывает... не приносит покоя вашей изнывшейся душе. Вы снова и снова прокручиваете в уме вчерашнюю ситуацию и все-таки не можете понять, почему вы так себя повели. Ведь именно таким вы неприятны, прежде всего, сами себе; именно таким вам очень не хочется себя принимать.

Между тем, все очень просто. Алкоголь затормозил функции коры вашего головного мозга, и возобладала подкорка. А это значит, что ваша обычная личность - та самая, которую знают окружающие, с которой вы уже свыклись, и которая является результирующей всех многочисленных ваших субличностей, - временно уступила место какой-то из последних. Вот она-то, эта самая субличность, о существовании которой вы, быть может, раньше даже и не подозревали, и устроила всю эту чехарду. Но, протрезвев, вы стали прежним, и теперь уже ваш логический ум, целиком и полностью принадлежащий коре вашего головного мозга, никак не позволяет вам признать, что вчера вы были в буквальной смысле не вы.

Кстати, подобный опыт может оказаться очень полезным. 11ужно лишь собрать в себе нешюю мужества и не полениться его использовать. Действовать