Рыбалка Александр

Энциклопедия Еврейской демонологии

Второе имя ПУТЫ - МАС. Оба эти имени по гематрии (сумме числового значения ивритских букв) равны ста. Поэтому традиция говорит, что если человек хочет твердо заучить какой-нибудь фрагмент из Торы, он должен его повторить по крайней мере сто один раз. До ста раз - он еще может попасть под действие ПУТЫ (имя которого равно ста). Но стоит повторить сто первый раз - и ПУТА уже над ним не властен. Противником ПУТЫ, кстати говоря, выступает ангел - защитник еврейского народа Михаэль.

Что поразительно, имя Михаэль по гематрии как раз равно ста одному. Возможно, именно поэтому ангел Михаэль также считается ангелом запоминания.

РАХАВ. Упоминается в Талмуде как сар шель ям - князь моря. При сотворении мира отказался помочь Всевышнему разделять верхние и нижние воды. За это был умерщвлен, однако его туша издавала такой сильный смрад, что пришлось Рахава оживить. С тех пор Рахав считается то спящим, то бодрствующим (очевидно, персонификация моря, то спокойного, то бурного). В Агаде говорится, что когда евреи должны были переходить через Красное море, Рахав пытался этому воспрепятствовать.

РОГЗИЭЛЬ. Демон, управляющий злостью (рогез на иврите). Демонов, управляющих злостью, ссорами и т.д., так много в иудаизме потому, что в иврите для разных степеней ссор и злости имеется отдельное название.

САГРИТ. Еще одна демоница, имеющая вид прокаженной (согласно Торе, прокаженный должен был закутываться в платье до уст). Так и эта демоница - невозможно видеть ее лицо (либо она вовсе не имеет лица), подобно закутанному в тряпки прокаженному. Насылает проказу и кожные язвы.

САКТУФА. Этот демон побуждает мужчин наряжаться и прихорашиваться, чтобы на них смотрели женщины. Работает в паре с демоном МАРОЙ (заставляющим людей смотреть в зеркало с целью прихорашивания).

САМАЭЛЬ. Пожалуй, наиболее известный из демонов. Слово САМАЭЛЬ переводится как сам шель эль, яд Б-га. Считается, что он подбил Адама и Хаву на грехопадение (змей - всего лишь телесное проявление САМАЭЛЯ). За это, как говорит Книга Адама и Хавы, у него Б-г оторвал шесть из бывших ранее двенадцати крыльев (в переводе на более понятный каббалистам язык - его перевели из мира Брия в более низкий духовный мир Иецира). САМАЭЛЬ выполняет три основные возложенные на него функции: он является йецер а-ра, злым началом, провоцирующим человека на совершение грехов; категором, то есть ангелом-обвинителем, представляющим грехи человека перед высшим судом; и наконец, ангелом смерти, приходящим за человеком в его последний час. САМАЭЛЬ в образе малах а-мавет, ангела смерти, представляет собой ужасную черную фигуру, полную глаз. Ангел смерти держит в руках иззубренный нож, с которого стекают три капли яда, и приходит он только за грешниками. За праведниками же приходит ангел Гавриэль с идеально ровным ножом в руках (забирание им души праведников сравнивается с кошерной шхитой, тогда как то, что делает САМАЭЛЬ с грешниками, - шхита некошерная).

САТАН - всего лишь одно из многих прозвищ САМАЭЛЯ, и происходит от слова асата (помеха). САТАНОМ чаще всего называется САМАЭЛЬ в образе дурного начала в человеке и ангела-обвинителя.

САМРИЭЛЬ. Мы с вами уже говорили о трех залах КЛИПЫ, нечистоты. САМРИЭЛЬ считается ключником этих залов, у него находятся все три ключа.

САНЕГИРЕЙЯ. Побуждает мужчин к непроизводительному пролитию семени.

САРТИЯ. Князь нечистых снов. Под его началом находятся несколько десятков тысяч ангелов-мучителей. Когда человеку посылается сон со стороны святости, ангелы-мучители вмешиваются в него, превращая сон в кошмар или навевая человеку нехорошие видения. Из-за него не бывает у человека вещего сна, чтобы там не было хотя бы капельки лжи. Поэтому в целом иудаизм относится не очень положительно к толкованию снов.

Сон вообще считается одной шестидесятой частью смерти. Из-за этого проснувшийся человек считается нечистым, ему сразу же необходимо омыть руки, а хасиды вообще стараются каждое утро ходить в микву (поскольку нечистота сна чем-то сродни нечистоте мертвого человека).

САТРИЭЛЬ. Демон, находящийся в третьем зале нечистоты. Его занятие - скрывать милость Б-га от людей. Имя демона происходит от ивритского сотер (скрывать). Он сравнивается с окутывающим людей мокрым облаком, затеняющим Б-жественную милость.

СЕАРИЭЛЬ. Демон, сравниваемый с Эсавом, человеком волосатым - братом Якова. Считается первопричиной всех вредоносных качеств, приписываемых Эсаву. Именно для того, чтобы утихомирить его, Эсаву было