Рыбалка Александр

Энциклопедия Еврейской демонологии

сама МАХЛАТ, образ которой еврейские источники не детализируют.

ЗААФИЕЛЬ. Ангел Б-жьего гнева (зааф на иврите гнев). Считался покровителем Агага, царя из племени Амалека, взятого в плен, а затем убитого Шаулем. Агаг считался предком Амана, памятного по Пуримским событиям. История с Аманом считается символом предупреждения Б-га о возможном наказании.

Немало демонов в еврейской традиции связаны с понятием гнева. Еврейская религия сурово порицает гневливых людей. Человек, который гневается, напоминает поклоняющегося идолам. Вот почему демоны стараются вызвать в человеке чувство гнева.

КАРТИЕЛЬ. В его власти наказывать тех грешников, на которых наложен карет - приговор небесного суда, заключающийся в том, что подвергнутый карету не живет более шестидесяти лет. Считается, что еврей подвергается карету за различные тайные, но серьезные прегрешения - например, поедание хамеца (квасного) в Песах. КАРТИЕЛЬ считается порождением ТЕУМИЕЛЯ - главы демонов, поскольку ТЕУМИЕЛЬ носит также имя КЕТРИЕЛЬ (от слова кетер - корона), воображая себя короной, царем всех КЛИПОТ, сил нечистоты, и противопоставляясь высшей сфире Кетер - Корона Б-га.

КАФЦЕФОНИ. Тесть АШМОДЕЯ, отец НААМЫ (она же ЛИЛИТ ОЛИМТА). Назван так потому, что все время прыгает с места на место (кофец на иврите), с одного конца мира на другой. Иногда вместе с супругой - МАИТБАЭЛЬ - они помогают людям избавиться от преследования чертей. Иногда в человеческом обличье являются людям и открывают им будущее при этом могут и приврать.

Еврейские каббалисты-практики, вызывая КАФЦЕФОНИ с МАИТБАЭЛЬ для того, чтобы узнать будущее, старались связать их клятвой, чтобы не пасть жертвой обмана со стороны коварных демонов. Предсказания, которые можно получить от этих демонов, - это та хорошая часть, которая есть в КЛИПОТ - скорлупах этого мира.

КАФЦИЕЛЬ. Князь гнева, заставляющий людей гневаться (от слова кецеф - гнев). Этого демона еще отождествляют с антисфирой ЭРЕВ ВЕ-РИК (называемой еще жестокий ворон - поскольку считалось, что ворон не имеет милосердия даже к своим птенцам). Так и человек в гневе теряет милосердие даже к своим близким.

КЛИПОТ. Название происходит от ивритского слова клипа - кожура. В Каббале - это силы, не дающие духовной сущности нашего мира слиться с Первопричиной. Весь материальный мир, собственно говоря, состоит из КЛИПОТ, заключающих в себе духовное содержание. Поэтому каббалисты разделяют КЛИПОТ на Клипа Нога - Сияющая Клипа, то есть предметы, которые потенциально могут быть использованы для служения Господу (например, обычная корова находится в категории клипа нога - так как из ее шкуры можно сделать пергамент, на котором написать свиток Торы или мезузу), и три вида нечистых КЛИПОТ - вещей, абсолютно не пригодных для утилизации в качестве религиозных предметов. Эти три КЛИПЫ называются руах сеара - бурный ветер, анан гадоль - большое облако (имеется в виду - грозовое) и эш митлакахат - огонь пожирающий. Примером абсолютно нечистых клипот считаются вещи, которые уже использовались для идолопоклонства. Так, например, дерево, посвященное вавилонской богине плодородия Аштарте (такое дерево называлось ашера) запрещалось использовать каким бы то ни было образом - ни в качестве источника древесины, ни плоды с него, и даже забираться на такое дерево, чтобы снять с него птичье гнездо, считалось грехом.

КЭТЕВ МЕРИРИ. Демон полуденного зноя. Еврейская легенда рассказывает, что как-то дети, шедшие в хедер, встретили этого демона. От исходившего от него жара все, кроме двух, тут же скончались. В талмудическую эпоху не рекомендовалось выходить из дому в полдень в одиночку.

Появление этого демона скорее всего связано с тем, что израильская полуденная жара труднопереносима даже для местных жителей.

КЭФЕН. Демон, проявляющийся во время войны. Он делает так, чтобы пища не насыщала (то есть лишает еду питательных свойств). Я слышал от старого рава, что во время второй мировой войны люди не могли наесться тем же количеством пищи, которого им вполне хватило бы в мирное время.

ЛЕВИАФАН. Еще одно демоническое существо с чрезвычайно богатой символикой. Впервые ЛЕВИАФАН упоминается в Книге Иова:

Можешь ли вытащить левиафана удой и веревкой прижать ему язык? Проденешь ли тростник ему в нос и шипом проколешь ли щеки его? Станет ли он множить мольбы и будет ли говорить с тобою кротко? Заключит ли он с тобой договор, возьмешь ли его в рабы навек? Станешь ли играть с ним, как с пташкой, и свяжешь ли его на забаву девицам