Роу Субба

Арийско-архатские эзотерические учения

циклов Маха юг, в периоды пралайи так же, как и в периоды манвантары:

и это ПРОСТРАНСТВО, поле деятельности вечных сил и естественных законов, базис (как

правильно называет его наш корреспондент), на котором построено вечное

взаимодействие акаша-пракрити, управляемое бессознательными регулирующими

пульсациями шакти -- дыхания или силы сознательного божества, как сказали бы теисты,

-- вечной энергии вечного бессознательного Закона, сказали бы буддисты. Тогда

пространство, или фан, барнанг (маха шуньята) или, как его называет Лао-цзы, полнота

-- это природа буддийского абсолюта. (См. Восхваление Хаоса Конфуция). И слово

джива никогда не сможет быть отнесено архатами к седьмому принципу, поскольку лишь

благодаря его связи, или его соприкосновению, с материей, фохат (активная энергия у

буддистов) может создать активную сознательную жизнь; и тогда на вопрос: как может

бессознательное существование породить сознательное?, можно ответить: Осознавало

ли себя то семя, которое было порождено Бэконом или Ньютоном?

V

Нашим европейским читателям, обманутым фонетическим сходством, не следует полагать,

что название брахман идентично в этом отношении с Брахмой или Ишварой -- личным

Богом. Упанишады -- ведические тексты -- не упоминают такого Бога, и бесполезно искать

в них каких либо ссылок на сознательное божество. Брахман, или парабрахм, АБСОЛЮТ

ведантистов, является бесполым и бессознательным, и не имеет ничего общего с мужским

Брахмой индусской Троицы, или Тримурти. Некоторые ориенталисты правильно

полагают, что это имя произошло от глагола брих, расти, или возрастать, и в этом

смысле является универсальной расширяющейся силой природы, животворящим и

духовным принципом, или силой, которая распространена по всей вселенной и в своей

целостности является единственно Абсолютным, единственной Жизнью и Реальностью.

Теософист, январь 1882 г.

* Это подлинный титул нынешнего главы Эзотерического гималайского братства.

* См. Комментарии, п. I.

* Разновидность демонов -- черти.

* То же самое сделали бы и христианские священники. Но они никогда не признались бы,

что их падшие ангелы были скопированы с индийских ракшасов, что их Дьявол, по

сути, является незаконнорожденным сыном Девел -- сингалезского демона женского пола,

или что апокалипсическое небесное воинство -- основание христианской догмы о

падших ангелах -- было заимствовано из индийской истории о Шиве, который сбросил

таракасуров, восставших против Брахмы в Андхакаре -- обителе Тьмы, согласно

брахманическим Шастрам.

* Не обязательно. -- См. Комментарии, п. II. На основании только что полученных

редких манускриптов мы вскоре покажем, что на Яве и на соседних островах говорили на

санскрите с самых давних времен.

* Местность, о которой говорят тибетцы и по сей день, и которую они называют

Шамбала, Счастливая земля. -- См. Комментарии, п. III.

* Для того, чтобы полнее понять этот отрывок, читателю следует обратиться к

Разоблаченной Изиде, том I, стр. 520-522.

* Совершенно верно. Но кому бы было позволено высказать что-либо доподлинно

эзотерическое?

* Так называемое астральное тело.

* Тибетская эзотерическая буддийская доктрина учит, что пракрити является космическим

веществом, из которого создаются все видимые формы, а акаша -- это то же самое

космическое вещество, но еще более неуловимое и невесомое, ее дух; таким оразом,

пракрити -- это тело, или субстанция, а акаша-шакти -- его душа, или энергия.

* Или, другими словами, пракрити, свабхават, или акаша -- это ПРОСТРАНСТВО, как

говорят тибетцы; пространство, наполненное какой-либо субстанцией или вовсе не

заполненное ей; то есть, субстанцией столь неуловимой, что она постижима лишь

метафизически. Тогда брахма был бы зародышем, брошенным в почву этого поля, а шакти

-- той таинственной энергией или силой, которая развивает этот зародыш, и которую

буддийские архаты Тибета называют -- ФОХАТ. То, что мы называем формой (рупа) не

отличается от того, что мы называем пространством (шуньята)... Пространство не

отличается от формы. форма -- это то же самое, что и пространство; пространство -- то же

самое, что и форма. То же самое и для остальных скандх, будь то ведана или самджня, или

самскара, или виджняна, они есть то же самое, что и их противоположности... (Книга

Син-кинг, или Сутра сердца. Китайский перевод Махапраджняпарамитахридайя сутры.

Глава об Авалокитешваре, или проявленном Будде.) Таким образом, доктрины ариев и

тибетских архатов совершенно