Фоссе Шарль

Ассирийская Магия

заговор от колдовства13, который называет утукку, алу, этем му (etemmu), галлу (gallu), злого илу (ilи), рабицу (rabisu), ламашту, лабацу (labasu), аххазу, лилу (lilu), ардат лили (ardat lili), намтару (namtaru) и асакку (asakku). Каждое из этих имен обозначает не персону, а вид демонов. Говоря об этих демонах, тексты сообщают: Их семь, и, несмотря на то значение, которое вавилоняне приписывали этому числу, нам, без cомнения, следует, не воспринимая его буквально, подразумевать под ним гораздо большее количество, если мы не хотим войти в противоречие с текстом вроде следующего: Их семеро, богов просторного неба; их семеро, богов просторной земли; их семеро, алчных богов; их семеро, богов вселенной; их семеро, злых богов; их семеро, злобных ламашту, их семеро, злых бедствий лабацу, их семеро в небесах, их семеро на земле; или другого: Их семеро, их семеро, их два раза по семь.

Подобно лилу или ламашту, утукку - это демон определенного вида, но, как кажется, это название так же часто использовалось для обозначения демонов вообще14. Несомненно, именно в этом смысле в заклинании упоминаются утукку равнины и утукку горы, утукку моря и утукку гробницы15. Зачастую сложно сказать, должно ли его описание, которое дается в заклинаниях, подразумевать собственно утукку или демонов вообще; мы тоже объединили под этим названием все те проявления, которые не являются чертами своеобразия того или иного демона, и именно с этой оговоркой следует взирать на портрет, который мы попытаемся нарисовать.

Утукку осуществляет власть зла в небе, на земле и под землей; он одновременно является отпрыском, которого породил Ану, бог небесных пространств, нежно любимым сыном Бела, владыки земли, и потомком Эрешкигаль или Аллат, властительницы ада16. Утукку легко сравнить с безмерными бурями, которые обрушиваются с небес; они - буря, грозовая туча, неистовый ветер, ураган, вихрь, опустошающий страну, они сеют бурю; первый из семи - южный ветер, шестой - приближающийся вихрь, седьмой - грозовая туча, неистовый ветер; они - ураган, который в небесах яростно пускается в погоню, они - плотная грозовая туча, навевающая мрак на небесах; они -буря, которая приближается и среди белого дня порождает тьму; они совершают нападение с неистовым ветром, бурей, они - ливень Адада, они стоят справа от Адада; они приближаются как потоп17. Итак, представляется, что, по крайней мере по происхождению, они являются персонификацией разрушительных атмосферных стихий и именно в этом смысле служат вестниками Ану18. Они враждуют с Эа19, поскольку этот бог, являющийся покровителем человечества, открыл людям магические формулы, при помощи которых можно отогнать утукку. Напротив, они - гузалу, то есть опора трона Аллат, царство которой они призваны заселить, а также достойные сыновья и вестники Намтара, бога чумы. Они шествуют перед Нергалом, богом ада. Царем их является Аламу, родственную связь которого с Нергалом я установлю ниже20. Принадлежа до некоторой степени к божествам, они все же уступают им в силе и представляют собой не более чем, если так можно выразиться, божественные отбросы, они плевок из желчи богов21. Иногда утукку оказываются помощниками богов22, но чаще всего по отношению к ним они не менее враждебны, чем к людям; они их не боятся23 и даже дерзают атаковать. Лунное затмение является следствием их победы над богом Сином; доблестный Шамаш, могущественный Адад с самого начала оказываются неспособны противостоять им, и Белу приходится прибегнуть к помощи великого мага Эа. Они нападают на бога огня Гирpу и одолевают его24. На небесах им ничто не препятствует25; на земле они не знают преград по более веской причине: высокие ограды, плотные ограды, они проходят сквозь них как поток; они бросаются из дома в дом; двери не останавливают их; засов не заставляет их повернуть назад. Как змея они проскальзывают сквозь дверь, как ветер они врываются сквозь половицы26. Тексты и барельефы часто изображают их с крыльями27. Злоба их равна их могуществу: они злобны, они злобны, настойчиво утверждает одно заклинание; они - первопричина зла28, и нет надежды ни смягчить, ни убедить, ни привлечь их к себе, так как они не знают ни милосердия, ни разума, ни преданности и не внемлют ни молитвам, ни просьбам29. Им приписываются самые разные злодеяния: это они отрывают женщину от груди мужчины, похищают сына с колен отца30; они питаются человеческим мясом и пьют кровь, они нарушают сон и препятствуют принятию какой-либо пищи31, и, согласно одному поразительному образному выражению, перемалывают людей в