Войцеховский А. И.

Солнечная система - творение разума

сегодня имеется большое число людей, склонных объяснять подовые явления не иначе, как проявлением каких-то неземных сил. Стоит ли их осуждать за это? Конечно, нет! Для объяснения неразгаданных пока тайн и чудес мира, - писал академик В.П.Казначеев, - целесообразно принимать во внимание любые безумные идеи. Пусть большинстео из них будут недолговечными, но другие MQiyr оказаться способными к объяснению новых данных, а третьи, возможно, позволят взглянуть на какую-либо проблему с совершенно неожиданной стороны и обнаружить в ней не замеченное ранее... Автор полностью солидарен с этим высказыванием и использовал его основной принцип при написании брошюры. Все это, допустим, хорошо, - скажет тем не менее читатель, - но гце же традиционное обобщение, резюме или действительно какой-то объединяющий все вышеизложенное научный принцип? И читатель, конечно, прав. А ответ будет таким...

Автор может признаться, что с давних пор его мучили наивные вопросы: почему параметры нашего мира именно таковы, какие они есть? Почему пространство имеет три, а не два измерения? Почему атомы так малы, а Вселенная так велика? Почему скорость света именно такая, а не иная? И вообще, откуда берутся эти числа - большие и малые, составляющие фундамент всей физики? Могли бы они быть иными, например, в миллионы раз больше или меньше?

Одно из предложенных объяснений следующее: да, эти константы именно таковы, чтобы существовала Вселенная, а в ней мог бы жить человек. То есть все связано с тем, что если человек существует, то константы должны быть именно такими... В то же время где-то в неведомых нам пространствах - временах могут быть другие, менее удачные вселенные, в которых нет и не могло возникнуть сложных форм жизни и которые, таким образом, остаются без сввдетелей. Такое сочетание объяснения называют АНТРОПНЫМ КОСМОЛОГИЧЕСКИМ ПРИНЦИПОМ (АП).

Понятно, что рассуждение с использованием АП не совсем обычно, парадоксально: здесь причина (значения констант) объясняется через следствие (наличие наблюдателя или свидетеля). Но, с другой стороны, сама проблема тоже неооычна для науки - она всегда выясняла, как устроен мир, а тут вопрос ставится иначе: почему он устроен так, а не по-другому.

Таким образом, АП тесно связан с вопросами о месте земной цивилизации в современном мироздании, о роли разумных существ, способных познавать и преобразовывать окружающий мир, и т.д.

В зависимости от занимаемой позиции и своего отношения к тем или иным версиям, взгляды на АП могут быть различны: от восторженного принятия до столь же решительного отторжения. Впрочем, АП сам по себе не может ответить, закономерно ли появление разумной жизни в процессе эволюции материи, обусловлено ли оно объективной необходимостью или представляет собой результат слепой игры случайных факторов, а может быть... Да, это на первый взгляд кажется странным и необычным, но сплошь и рядом при необходимости практического решения вышеупомянутых вопросов и проблем в рамках имеющихся сегодня научных концепций у ученых стала вновь возникать мысль о Высших Разумных силах, о Творце всего сущего, о Божественном промысле... Похоже, что наблюдается какая-то диалектическая спираль развития знаний: от средневековой схоластики - к рационализму научно-технической революции XVIII-XIX веков и распространению в эти столетия атеизма, к феноменальным достижениям науки и техники второй половины XX века, а далее, в XXI веке, к...

Нет! Познание современной наукой окружающего нас мира приводит к новым открытиям, к появлению новых, неожиданных фактов, которые возбуждают мысль, стимулируют научное творчество, позволяют выдвигать головоломные гипотезы. Проходит время, и они становятся теориями, в которые нельзя слепо верить. В свое время А.Эйнштейн сказал: Если говорить честно... мы хотим не только знать, как устроена природа (и как происходят природные явления), но и по возможности достичь цели, может быть, утопической и дерзкой на вид, - узнать, почему природа является именно такой, а не другой... В этом ученые находят наивысшее удовлетворение. В этом состоит прометеевский элемент научного творчества.

Вернемся, однако, к АП, который появился на свет в 1973 году после того, как астрофизик Брэндон Картер сформулировал ряд утверждений, в которых факт существования в финансовом мире познающего субъекта - гомо сапиенса явился основой для ответа на вопрос: Почему Вселенная устроена и эволюционировала именно так, а не как-либо иначе.

В последующие после 1973 года времена в сообществах физиков, космологов, биологов,