Ледбитер Чарлз

Краткий очерк теософии

мире, как о физическом плане, хотя в это понятие мы включаем и газы, и различные степени эфира. Следующее состояние материальности получило название астрального плана от средневековых алхимиков, которые хорошо знали об его существовании, и мы приняли их термин. Но кроме астрального плана существует мир, состоящий из ещё более тонкой материи, о котором мы говорим как о ментальном плане потому, что субстанции этого плана соответствует то, что мы называем умом (mens) человека. Есть и ещё более высокие планы, но я не стану затруднять читателя перечислением их, так как теперь мы заняты проявлением человека в низших мирах.

Не надо никогда терять из вида, что все эти различные миры отнюдь не удалены от нас в пространстве. В действительности все они существуют совместно, одинаково окружая нас всегда и со всех сторон. В то время, когда наше сознание сосредоточено в нашем физическом мозгу и работает через него, мы сознаём лишь один физический мир, да и то не весь, а только часть его. Но стоит нам научиться сосредоточивать наше сознание в одном из наших высших проводников, как немедленно всё физическое исчезнет из поля нашего зрения, и на его месте мы увидим иной мир, соответствующий по своему составу тому проводнику, который приведён в деятельное состояние.

Вспомните, что материя, по своей сущности, всегда одна и та же. Астральная материя разнится от физической не по существу, а так, как пар отличается ото льда. Это - то же самое, но проявленное в других условиях. Физическая материя может быть превращена в астральную, а астральная материя - в ментальную, если только достаточно расщепить её и вызвать в ней соответствующие по быстроте вибрации.

Истинный человек

Что же тогда - истинный человек? На самом деле он - эманация Логоса, искра Божественного огня. Дух, заключённый внутри человека по сути своей един с Богом, и этот Дух облекается в его душу как в покров; в покров, который заключает его, индивидуализирует и, для нашего ограниченного ведения, отделяет его на время от остальной божественной жизни. История первичного образования человеческой души и внедрения в неё божественного духа представляет глубокий интерес, но изложение этой истории неуместно в такой элементарной книжке, как эта. Её можно найти во всех подробностях в одной из теософических книг, касающихся этой части учения. Здесь же достаточно сказать, что все три аспекта Божественной Жизни принимали участие в её зачатии, и что образование души является высочайшей точкой той великой жертвы Логоса - жертвы сошествия в материю - которая носит название воплощения.

Так рождается младенческая душа; и так как она создана по образу и подобию Божию троичной по аспекту и, подобно ему, троичной по проявлению, - то и эволюция её является отражением Его сошествия в материю. Божественная искра содержит в себе все потенциальности, но только через долгие века эволюции могут все таящиеся в ней возможности достигнуть осуществления. Весь предначертанный процесс эволюции скрытых свойств человека сводится - повидимому - к приобретению способности вибрировать в ответ на воздействия извне. Но на том уровне, где находится дух человеческий, т.е. на высшем ментальном плане, вибрации слишком тонки для того, чтобы они могли в настоящее время пробудить в нём надлежащие ответы; вначале он должен давать ответ на более сильные и грубые вибрации, и лишь тогда, благодаря им, проснётся его дремлющая чувствительность, он сделается всё более и более отзывчивым, пока наконец не приобретёт способность отвечать быстро и точно на всех уровнях на всевозможные частоты вибраций.

Это материальная сторона его прогресса; но с точки зрения субъективной - быть способным отвечать на все вибрации означает ни что иное, как быть совершенным в сопереживании и сострадании. И это в точности и есть состояние вполне развитого человека - адепта, духовного учителя, Христа. Для этого требуется развитие всех внутренних качеств, делающих человека совершенным; ради этой цели и совершается великий труд всей его долгой жизни в материи.

В этой главе мы поверхностно коснулись многих вопросов исключительной важности. Желающие дальше изучать их встретят себе в помощь много теософической литературы. Что касается состава человека, мы бы отослали читателя к работам А. Безант Человек и его тела, Я и его оболочки и Семь принципов человека, а также к моей собственной книге Человек видимый и невидимый, в которой можно найти множество иллюстраций с различными проводниками человека, показывающих, как они видятся взгляду ясновидящего.

О