Ледбитер Чарлз

Краткий очерк теософии

блага всех, - такой человек будет постоянно брать неверные направления и подвигаться вперёд с необыкновенной медленностью. Но божественная Воля бесконечно сильнее, чем какое бы то ни было человеческое хотение, и действие великого божественного плана совершенно. Человек, который не выучит свой урок в первый раз, должен снова и снова приниматься за него, пока наконец не выучит его вполне. Божественное терпение беспредельно, и рано или поздно каждое человеческое существо достигнет цели, предназначенной для него. Нет страха и неуверенности для знающих Закон и Волю, но напротив, лишь совершенный мир.

Глава IX

ЗАКОН ПРИЧИН И ПОСЛЕДСТВИЙ

В предыдущих главах приходилось принимать в учёт могучий закон действия и противодействия, благодаря которому каждый человек получает только то, что он заслужил. Без этого закона Божественный План остался бы непонятным для нас. Нам хорошо бы приобрести верное понятие об этом законе, и ради этого нужно прежде всего отделаться от церковных представлений о наградах и наказаниях, которые будто бы следуют за каждым человеческим поступком. Идея о награде и наказании неотделима от представления о судье, распределяющем награды и наказания; а из этого представления вытекает неизбежный вывод, что судья может быть более снисходительным в одном случае, и более строгим в другом, что на него могут повлиять различные обстоятельства, к нему может быть обращена просьба о пощаде, и в таких случаях применение закона может быть изменено или даже совсем устранено.

Все подобные представления в высшей степени вводят в заблуждение, и вся система мысли, к которой они принадлежат, должна быть отброшена без колебания всеми, кто стремится достигнуть истинного понимания фактов. Если кто-нибудь возмёт в руку брусок раскалённого докрасна железа, то при обычных условиях получит серьёзные ожоги; но ему и в голову не придёт мысль о том, что Бог наказал его за прикосновение к раскалённому железу. Он прекрасно поймёт, что случилось именно то, чего и следовало ожидать от естественного проявления законов природы, и что каждый, знающий, что такое раскалённая температура и каково её действие, может с точностью объяснить, почему в данном случае произошли ожоги.

Следует также заметить, что намерение человека не имеет никакого влияния на физический результат его поступка. Схватил ли он этот брусок, чтобы совершить дурной поступок, или напротив, чтобы избавить кого-либо от несчастья, последствия от этого нисколько не изменятся. Но, конечно же, в высшем аспекте результаты будут совершенно различны. В одном случае он совершил благородный поступок и совесть его будет удовлетворена, тогда как в другом случае он не будет испытывать ничего, кроме недовольства и сожалений. Но физический ожог окажется в обоих случаях совершенно одинаковым.

Итак, чтобы иметь верное представление о проявлении закона причин и последствий, надо помнить, что он действует всегда одинаково неизменным образом. Если передо мной большая тяжесть, привешенная с помощью верёвки к потолку, и я буду употреблять известное усилие, чтобы сдвинуть её с места, по закону механики тяжесть привешенного тела произведёт на мою руку давление, в точности соответствующее силе данного мною толчка; и эта реакция произойдёт без всякого отношения к той причине, которая заставила меня нарушить равновесие привешенной тяжести. На основании такого же неизменного закона и человек, совершающий дурной поступок и тем нарушающий правильное течение великого эволюционного потока, испытает последствия сделанного нарушения; могучий поток неизбежно восстановит своё течение за счёт пытавшегося нарушить его.

Но не следует поэтому полагать, что намерение, с которым человек действует, не имеет значения. Наоборот, намерение - важнейший фактор нашей деятельности, хотя оно и не изменяет результата на физическом плане. Мы склонны забывать, что намерение само по себе - сила, но сила, действующая на ментальном плане, где материя настолько тоньше, а вибрация настолько быстрее, что то же количество затраченной энергии произведёт действие несравненно более сильное, чем на физическом плане. Физическое действие произведёт свой результат на физическом плане; но одновременно и ментальная энергия намерения произведёт свой результат на ментальном плане; последний результат вполне независим от первого, и значение его для человека несравненно важнее. Из этого можно усмотреть, что совершенное восстановление нарушенного порядка происходит неизменно. Ибо, как бы сложны не были мотивы человеческих поступков, и как бы не