Алиса Бэйли

Сознание атома

ждёт нас в далёком будущем и многим может показаться несбыточной мечтой. Но у некоторых из нас есть видение, которое, хотя и неосуществимо в настоящем, логически возможно, если мы исходим из верных посылок и заложили правильное основание. Это видение единого существования. Будут существовать не только отдельные единицы сознания, не только отдельные атомы в пределах одной формы, не только группа, состоящая из множества индивидуальностей, но совокупность всех форм, всех групп и всех состояний сознания, которая станет сочетанием, соединением и синтезом их всех в одно совершенное целое. Не важно, как вы назовёте это целое - Солнечной системой, природой или Богом, - не в названии дело. Этот этап будет соответствовать стадии взрослого человека. Он аналогичен периоду зрелости, той стадии, которая предполагает у человека наличие твёрдой цели 27] и жизненной задачи, а также чётко разработанного плана, который он осуществляет с помощью своего ума. В наших беседах я попытаюсь показать, что нечто подобное актуально и для Солнечной системы, и для планеты, и для всего человечества, и для атома. Я полагаю, что мы можем доказать наличие разумности в основе всего; появление единства из разделения благодаря соединению и слиянию в групповую формацию; неизбежное возникновение из множества групп единого, совершенного целого, обладающего полным сознанием и состоящего из мириадов отдельных индивидуальностей, побуждаемых единой волей и единой целью. И если это так, то каким должен быть следующий практический шаг для тех, кто понимает это? Как нам практически приложить этот идеал к собственной жизни и как узнать, что нам лично необходимо делать, чтобы принять участие в сознательной реализации этой цели? В космическом процессе у нас есть своя крошечная роль, и каждый день мы должны с пониманием выполнять свою задачу.

Прежде всего, мы, несомненно, должны стремиться к самореализации через развитие способности различать. Мы должны научиться чётко и самостоятельно мыслить, формулировать собственные мысли и управлять своими ментальными процессами. Мы должны научиться узнавать, о чём мы думаем и почему мы так думаем, и в ходе изучения закона жертвы постигать смысл группового сознания. Мы должны не только миновать 28] первую стадию детского эгоизма (которая непременно должна остаться позади), не только научиться отличать реальное от нереального с помощью практики различения, но и пытаться перейти от этого к чему-то гораздо лучшему. Ближайшей целью для нас должен стать поиск группы, к которой мы относимся. Мы не можем войти во все группы и не можем сознательно определить своё место в единой великой Группе, но можем найти группу, отвечающую нашим склонностям, некий коллектив для совместной работы, одного или нескольких братьев, которым мы можем помогать и содействовать. Это действительно поможет нам понять идеал братства и - пока мы не разовьёмся до стадии, когда наше сознание станет универсальным, - в этой группе мы найдём именно тех братьев, которых сможем любить и которым сможем помогать, следуя закону жертвы и превращая свой эгоизм в исполненное любви служение. Это позволит нам сотрудничать в достижении общей цели и выполнять миссию всей группы.

ЛЕКЦИЯ II

ЭВОЛЮЦИЯ СУБСТАНЦИИ

31] Очевидно, что невозможно в подобной серии лекций полностью рассмотреть столь обширный предмет, даже располагая всеми необходимыми знаниями в таком фундаментальном научном вопросе. Опять же, даже если бы наука имела строгие выводы об эволюции материи, тема всё равно оставалась бы слишком широкой для обстоятельного рассмотрения, отсутствие же строгих научных заключений только осложняет предмет. Поэтому сегодня я прежде всего хочу сказать, что данные лекции предназначены главным образом для тех, у кого нет никакой научной подготовки, и должны дать им достаточное представление об общепринятых идеях. В связи с этим я хочу привести некоторые положения, которые могут помочь нам проникнуть в суть этой великой проблемы материи. Обычно субстанциональный аспект проявления рассматривался как нечто совершенно отдельное от сознания и духа, и только в последнее время перед обществом начинает выявляться то, что я назвала бы 'психологией материи', а происходит это благодаря исследованиям и выводам широко мыслящих ученых.

32] Как вы помните, на прошлой неделе я попыталась в самых общих чертах описать три основных подхода к изучению материальной вселенной. Первый подход отражает только материалистический аспект и учитывает лишь то, что зримо, осязаемо и может быть испытано. При втором подходе на вещи смотрят