Л.Скородумова

Буддийская Астрология

Так, на

одном из могильников киданей (1116 год) были

изображены 12 знаков Зодиака. Во многих книгах,

ксилографах содержатся сведения о том, что и в

послледующей истории монголы пользовались

исчислениями лунного календаря в сочетании с

солнечным.

На карте звездного неба, хранящейся в

Государственной публичной библиотеке Улан-Батора,

изображено 7ОО звезд северного полушария, включая

Полярную звезду, и 6ОО звезд южного полушания,

зафиксированных почти тем же методом, каким

пользуются и современные астрономы. На карте

изображен также 12 эклиптических созвездий, 28 лунных

стоянок и путь Солнца в течение 12 месяцев или 24

сезонов. Pазделение года на месяцы и сезоны восходит

к китайскому сельскохозяйственному календарю, также

известному с глубокой древности (см. таб. 7).

В центре карты - маленький круг, в который

включены звезды, близкие к Полярной. За ним - круг

побольше, названный 'нитью летнего полюса' (северный

тропик). Следующий круг назван 'нитью весеннего и

осеннего равноденствий' (экватор). За ним идет 'нить

зимнего полюса' (южный тропик).

Движение Солнца ('Желтый путь') показано в виде

эллипса. Отмечены точки пересечения 'Желтого пути' с

'нитями' равноденствий.

Способ составления карты, ее подробный характер

говорят о высокой эрудиции старинных астрономов, их

таланте. Предполагают, что составлена эта карта была

в XIII-XIV в. Значительные астрономические и

астрологические достижения характерны и для других

народов, находившихся в сфере влияния буддизма -

Индии, Китая, Японии, Кореи, стран Юго-Восточной

Азии.

Теоретической основой развития астрологии в

Тибете и Монголии послужило буддийское сочинение

'Калачакра тантра раджа'. Эта книга, приписываемая

самому Будде, входит в состав первого тома буддийских

канонов Ганджур, в раздел, посвященный тантризму.

Анализ теоретической части этого сочинения позволяет

сделать вывод, что начало астрологических расчетов

восходит к глубокой древности.

Опираясь на положения 'Калачакры тантры раджи'

индийские, тибетские, китайские астрологи изучали

движение и расположение семи главных планет: Солнца,

Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна,

следили за кометами, туманностями и предсказывали

день и час затмения Солнца и Луны. Кроме того,

астрономы древности исчисляли по звездам календарь,

устанавливали сроки сезонных сельскохозяйственных

работ, писали работы по математике. В Монголии о

связи космологии с движением звезд писал астролог

Лувсанданзанжанцан (1639-1704) в своем труде 'Звезды

и планеты неба и их доброе и дурное влияние на

человека'.

Монгольские астрологи писали свои труды главным

образом по-тибетски. Автором первого такого труда

стал упомянутый Лувсанданзанжанцан, известный под

именем 'Святой лама'. В год огненного Зайца XII

шестидесятилетия (1687) он написал 'Главную сутру

космологии. Свет отторгающий и принимающий' (пособие

по астрологии). В Ургинском монастыре были напечатаны

два тома его трудов по медицине, философии,

астрологии, этике. А через шестьдесят лет после этого

историк, философ и астролог Сумбэ хамбо Ишбалжир

(1704-1788) стал родоначальником собственно

монгольской школы астрологии, приспособив

распространенные в Тибете астрологические принципы к

природно-географическим условиям Монголии. Ведущим

представителем этой школы является Цахар гэвш

Лувсанчултэм (1740-1810).

В 1789 году в Урге была создана школа астрологов,

которая готовила и профессиональных гадателей. Во

многих монастырях существовали храмы астрологии.

Главными теоретическими трудами считались 'Калаччакра

тантра раджа' и ее комментарий - 'Чистый лунный

свет', разъясняющий смысл учения. Среди

профессионалов в этой области устраивались

традиционные диспуты. Отличившиеся своими познаниями

ламы-астрологи получали титул зийрэмба, то есть

'ученую степень астролога'.

Тибето-монгольские астрологи написали целый ряд

трудов, в которых разрабатывались математические

методы изучения движения звезд и планет. Они

составляли календарные циклы сельскохозяйственных

работ, давали советы для различных жизненных

ситуаций. Во вводной астрологической части к

календарю авторы помещали краткие сведения о себе, о

дате написания книги, освещали основные события

религиозной и светской жизни, а также историю

монастыря. Затем подробно описывали положение Луны,

Солнца и пяти планет в этом году, указывая даты

затмений, давали прогноз погоды на год вперед,

определяли, урожайным будет