Л.Скородумова

Буддийская Астрология

индуистской мифологии одна из

ипостасей

Дэви, жены Шивы, олицетворение грозного губительного

начала его божественной энергии (шакти).

Мангас, мангус: в мифах монгольских народов

многоглазое чудовище, в астрологии - олицетворение

Демона затмения, Голова и Хвост которого (северный и

южный узлы лунной орбиты) время от времени поражают

Солнце и Луну. Ему посвящена, в частности, следующая

легенда:

Давным-давно это было. Наводил на людей страх

огромный великан, чудище-мангас - по горам летал,

людей пожирал. Много прекрасных сильных юношей

погибло в бою с ним. Люди не могли придумать, как

справиться с чудищем. Взмолились они тогда к небу и

стали просить Солнце помочь им. И оно сказало:

- На высокой горе живут старик и старуха.

Есть у них единственный сын, он и спасет вас.

Обрадовались люди, пришли к старикам, стали

просить юношу спасти их. 'Для этого мне нужен вороной

конь с белой звездочкой во лбу, - сказал он, - и

обоюдоострый меч'. Люди выполнили его просьбу,

доставили коня и меч.

Мангас же тем временем, узнав, что Солнце помогло

людям, разгневался и проглотил его. Стало так темно на

земле, что даже если рядом идешь, ничего не видно.

Оседлал юноша Вороного со звездочкой во лбу и

поскакал на войну с Мангасом. Бются юноша и мангас

день, бьются ночь, еще день и еще ночь, и не могут

победить друг друга. Наконец одна звезда, Бог на

небе (Полярная), послала юноше луч своего света, и

ему стало все видно. Тогда он и поразил мангаса

насмерть.

Страшный мангас испустил дух, и Солнце вышло на

свободу, засияло на небе. Люди обрадовались, пришли

славить юношу. Но мать мангаса, злая ведьма, затаила

на богатыря зло и решила отомстить ему. Она проникла

в дом, где юноша жил со старыми родителями, и

подсыпала яду в его чашку.

Умер герой. Душа богатыря предстала перед

Всевышним и попросила не отдавать ее в рай - она

хочет стать звездой на небосводе, ведь маленькая

звездочка помогла богарытю одолеть злого мангаса. Бог

позволил ему это. Душа юноши вознеслась на небо и

стала Луной.

Юноша прославился добрыми делами, поэтому и свет

Луна посылает чистый, молочно-белый. А Солнце, хоть и

светит ярче, но после того, как оно побывало в пасти

мангаса, на нем появились пятна, и нет уже в нем той

чистоты, что в лунном сиянии.

Во время затмения Солнца люди говорят, что его

глотает мангас. Так древние объясняли тот факт, что

затмения происходят, когда Солнце и Луна находятся

вблизи одного из узлов лунной орбиты.

Семеро старцев (монг. Долоон овгон или Долоон

бурхан) - Большая Медведица. В мифах монгольских

народов созвездие Большой Медведицы, ее семь звезд

иногда причисляются к тэнгриям, считаются подателями

счастливой судьбы.

Сумэру (монг. Сумбэр уул), Мировая гора. Согласно

k`l`hqrqjni космогонии, Сумэру первой возникла из

великих волн мирового океана и последней должна

разрушиться при конце света. Она окружена четырьмя

большими и восемью малыми континентами. Миром людей

считается южный континент, Замбутив.

Тэнгрии - разряд небесных божеств ламаистского

пантеона. Широкую известность они приобрели в

монгольской мифологии, где насчитывается 99 тэнгриев,

во главе которых стоит Хормуста-тэнгри.

Хормуста - 'монголизованный' согдийский Хурмазда,

он же Ахура- Мазда зороастрийцев. В мифологии

монгольских народов - верховное небесное божество. В

ламаистской космологии - главный среди 99 тэнгриев,

обитающих на вершине горы Сумэру, покровитель Земли и

всех живых существ.

Шулмасы, шимнусы - злые духи, демоны. Обладают

способностью к оборотничеству, могут принимать облик

как мужчины, так и женщины. В монгольской мифологии

шулмас часто выступает как нестареющая и неумирающая,

но не дающая потомства ведьма, которая боится козлов

и колючек.

Якшасы - добрые полубожественные существа в

ведической и буддийской мифологии.

_ ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕPАТУPА

1. Батжаргал Б. Эртний монголын математик

(Древнемонгольская математика). Улаанбаатар, 1976.

2. Дамдинсурэн Ц. Тантрараджа хэмээх номын

доторхи хэдэн Угийн тайлбар (Комментарий некоторых

слов в книге 'Тантрараджа') - Ээл зохиол судлал.

Т. 14. Улаанбаатар, 1978.

3. Дамдинсурэн Ц. Несколько слов о Калачакре. -

Доклад на симпозиуме в память Чома Керэши. Будапешт,

1978.

4. Дарамбазар Х. Монгол маягийн сэтгэлнээ юугаараа

онцлог вэ? (Особенности монгольского национального

менталитета). - Yнэн, N 197,

22.8.1990.

5.