Павел Андреевич Гросс

Афро-Карибская магия. За гранью невозможного.

Колдуны-бокоры - жуткие существа. Они возглавляют тайные

общества,

поклоняются дьяволу, а свои ритуальные церемонии проводят на

кладбищах.

Обычно бокоры превращают в зомби не угодивших им людей из чувства

мести. Но

нередко случается, что, когда имеется подходящая жертва, из нее

делают зомби,

чтобы использовать как рабочую силу. Гораздо реже люди становятся

зомби,

потому что колдуны заключают договор с дьявольскими силами,

которые в

качестве платы за оказываемые услуги берут человеческие души.

Кстати, если

христиане верятв продажу дьяволу собственной души, то у

приверженцев вуду в

ходу иная версия: в обмен на власть и богатство продаются души

других.

Чтобы бокор не мог достать труп и превратить его в зомби, применяются

разные способы. Богатые семьи бетонируют могилы. Многие хоронят

близких

людей в собственном саду или на обочине дорог с оживленным

движением.

Поскольку для 'изготовления' зомби годится только 'свежий' труп,

родственники могут установить у могилы дежурство до тех пор, пока

тело не

начнет разлагаться. Иногда мертвеца убивают ещё раз, протыкая

голову

железным прутом, вводя яд или затягивая на горле удавку. Порой

хоронят с

ножом в руках, чтобы умерший сам мог защититься от пришедшего за

ним

колдуна. Часто тело в могиле кладут лицом вниз, а рот набивают

землей и

зашивают губы, чтобы покойник не смог отозваться, когда бокор

назовет его имя.

Колдовской порошок

Хотя факт существования зомби сегодня не подвергается сомнению,

относительно природы этого феномена есть разные точки зрения.

'Бесспорно, можно с помощью черной магии создать видимость

'жизни'

мертвого тела: оно будет двигаться и говорить. Но, по признанию

самих бокоров,

наложить заклятие надолго, без его периодического повторения, по

силам лишь

единицам, самым бесчестным колдунам, погрузившимся в глубь адских

пучин', -

считает знаток черной магии Монтегю Саммерс.

По мнению некоторых исследователей, более правдоподобное

объяснение

заключается в том, что так называемые зомби никогда не умирали.

Это просто

умственно неполноценные люди, которых специально выискивают и

используют

бокоры. Но как тогда быть со свидетелями, которые клянутся, что

видели тела

зомби мертвыми? Причем далеко не все зомби изначально были

идиотами.

Некоторых родственники и друзья помнят здоровыми, умными людьми,

позднее

появившимися уже в виде собственного жалкого подобия.

Возможное объяснение можно найти в весьма неожиданном источнике -

старом

уголовном кодексе Гаити: 'Также покушением является использование

веществ,

с помощью которых субъект погружается в продолжительный

летаргический

сон, вне зависимости от цели применения этих средств... Если же

человек

похоронен в состоянии такого летаргического сна, то покушение

становится

предумышленным убийством'.

Доктора, с которыми Зора Херстон обсуждала возможность того, что

зомби

действительно является человеком, погруженным в транс, которого

близкие

похоронили и оплакали как покойника, а бокор потом извлек из

могилы, вполне

допускают это. 'Мы долго строили теории, объясняющие появление

зомби, -

пишет она. - Это, конечно, не воскрешение из мертвых. Скорее

всего, они были

погружены в состояние, очень близкое к смерти, с помощью каких-то

снадобий, -

способ их изготовления, вероятно, был вывезен из Африки и

передавался из

поколения в поколение среди колдунов... Они, очевидно, разрушают

ту часть

мозга, которая управляет волей, речью и рассудком. Жертвы могут

двигаться и

выполнять приказы, но не способны сформулировать свою мысль. Двум

врачам,

сильно заинтересовавшимся этими средствами, так и не удалось

узнать способ их

изготовления. Это - тайна, и посвященные скорее умрут, чем

раскроют ее'.

И все-таки нашелся человек, сумевший проникнуть в тайну 'порошка

зомби'. Им

стал американский этнобиолог Уэйд Девис, который привлек к своему

проекту

'Зомби' талантливых химиков, врачей, этнографов, историков, даже

богословов

и искусствоведов. Кстати, сама этнобиология - новая научная

дисциплина,

включающая фармакологию, биологию, ботанику и антропологию.

Начатое Девисом исследование проводилось по стандартной научной

схеме:

описание проблемы, выработка гипотезы, выявление противоречий,

проверка

данных и их оценка, а при необходимости - возвращение к исходной

точке. Однако

его работа была уникальна, поскольку в качестве платных экспертов

он пригласил...