Лобсанг Рампа

Пещеры Древних (Часть 1)

— в христианской церкви возникли некоторые разногласия. Приблизительно через шестьдесят лет после ухода* был созван съезд, или Собор, в городе Константинополе. В христианской догме были сделаны определенные изменения — определенные изменения были сделаны в христианской вере. Вероятно, некоторые из священников того времени чувствовали, что должны пойти на некоторые уступки, чтобы сохранить добрые отношения со своими наиболее непокорными прихожанами.

Снова он взглянул на меня, чтобы убедиться, что я слежу за его мыслями. Снова я продемонстрировал, что не только понимаю их, но и крайне заинтересован беседой.

— Люди, собравшиеся на съезде в Константинополе в шестидесятом году, были мужчинами, без сочувствия относившимися к женщинам, точно так же, как некоторые из наших монахов испытывают слабость при одной только мысли о женщине. Большинство из них рассматривало секс как что-то нечистое, к чему можно прибегать только в случае абсолютной необходимости с целью увеличения народонаселения. Это были мужчины, не имевшие никаких сексуальных побуждений. Несомненно, у них были другие побуждения, возможно, некоторые из этих побуждений были духовными, — я не знаю, — я только знаю, что в шестидесятом году они решили, что секс является чем-то нечистым, является делом дьявола. Они решили, что дети приходят в мир нечистыми и не заслуживают благодати, пока не будут определенным образом очищены.

* Так в оригинале. На самом деле Константинополь был основан в 324—330 гг. н. э. Когда состоялся упоминаемый здесь Собор, выяснить не удалось. — Прим. ред.

Он сделал короткую паузу и затем, улыбнувшись, сказал:

— Я не знаю, что, по их мнению, должно было случиться с миллионами детей, рожденных до этого съезда в Константинополе!

— Ты поймешь, Лобсанг, что я даю тебе информацию о христианстве в соответствии со своими представлениями о нем. Возможно, когда ты окажешься среди этих людей, у тебя будет другая информация и другие впечатления, которые могут переменить моё мнение и впечатления.

Едва он закончил, зазвучали раковины, заревели храмовые трубы. Вокруг началась упорядоченная суета дисциплинированных мужчин, готовящихся к службе. Мы также поднялись и привели в порядок наши мантии, прежде чем направиться к храму на службу. Расставаясь на входе, мой Наставник сказал:

— Приходи в мою комнату после службы, Лобсанг, и мы продолжим обсуждение.

Я вошел в храм и занял свое место среди чела, и молился, и благодарил своего сугубо личного Бога за то, что я такой же тибетец, как мой Наставник, лама Мингьяр Дондуп. Я превосходно себя чувствовал в старом храме, в атмосфере обожания, в легких плывущих облачках ладана, обеспечивающего наше общение с людьми на других планах существования. Дым ладана — не просто приятный запах, не средство для «дезинфекции» храма — это активное воздействие, организованное таким образом, что при помощи выбора подходящего вида благовоний мы можем управлять частотой вибраций. В этот вечер в храме носившийся в воздухе запах ладана придавал этому месту атмосферу доброго старого мира. Со своего места среди чела моей группы я смотрел в туманную мглу помещения храма. Раздавались низкие звуки поющих голосов старых лам, время от времени сопровождаемые звоном серебряных колокольчиков. Сегодня вечером среди нас был японский монах. Он прошел все дороги по нашей земле, некоторое время перед этим пробыв в Индии. Он был великим человеком в своей родной стране и принес с собой деревянные барабаны, которые играли такую большую роль в религии японских монахов. Я был в изумлении от разносторонности этого монаха, от замечательной музыки, которую он извлекал из своих барабанов. Мне казалось поистине удивительным, что удар по какой-то разновидности деревянного ящика может звучать настолько музыкально. У него был деревянный барабан и особая трещотка с прикрепленными к ним маленькими колокольчиками. Кроме того, наши ламы сопровождали его музыку серебряными колокольчиками, а большая храмовая раковина гудела в подходящий момент. Мне казалось, что весь храм вибрирует, стены танцуют, а мерцание и туман в удаленных нишах превратились в лица давно умерших лам. Но, в кои-то веки, служба слишком быстро закончилась, и я поспешил, как было условлено, к своему Наставнику, ламе Мингьяру Дондупу.

— Ты не теряешь времени даром, Лобсанг! — сказал мой Наставник приветливо. — Я предполагал, что ты не упустишь хотя бы одну из тех многочисленных закусок!

— Нет, Достопочтенный Лама. Я очень хочу разобраться в вопросах секса, поскольку, признаюсь, вопрос секса в западном мире привел