Эверетт Л.Шостром

Искусство манипуляции

и родители - эти две группы человеческих существ, на самом деле любящих друг друга, привычно пытаются манипулировать друг другом. Я хотел бы привести весь этот перечень в этой книге, поскольку в той или иной степени эти способы иллюстрируют вечный конфликт между родителями и подростками.

__________________________________

МАНИПУЛЯТИВНЫЕ СПОСОБЫ ПОДРОСТКОВ

1. ПЛАЧ. Когда они хотят чего-либо, они ноют и плачут.

2. УГРОЗА. 'Ага! Вы так! Ну так я брошу школу', 'Да я мог бы просто жениться', 'Я могу попасть в беду'.

3. СПЕКУЛЯЦИИ. 'Ты меня не любишь, иначе бы ты...'

4. СРАВНЕНИЕ. 'Ни у кого нет таких коротких волос', 'Отец Билла купил ему новый 'мустанг', 'У всех есть ангорские свитера', 'Других не заставляют мыть руки каждые пять минут'.

5. ВЫМОГАТЕЛЬСТВО (или шантаж). 'Наверное, я заболею', 'Я скажу папе, что ты прячешь от него этот счет'.

6. НАСТРАИВАНИЕ одного родителя против другого. 'Мама не пускает меня в кино, как же так, па?', 'Попроси отца дать мне машину, а то он категорически отказывает мне, представляешь?'

7. ЛОЖЬ. 'Мы идем в библиотеку' (ни словом не упомянув о вечеринке, которая будет после этого), 'Я ни при чем', 'Я не брал этого'.

8. ПОДАВЛЕННОЕ СОСТОЯНИЕ. Впасть в демонстративную депрессию, чтобы вынудить мать сделать то, что он хочет - 'она же должна меня утешить!'

МАНИПУЛЯТИВНЫЕ СПОСОБЫ РОДИТЕЛЕЙ

1. МАНЯЩИЕ ЯБЛОКИ. 'Убери двор, и я дам тебе кредитную карточку', 'Отнеси мусор, и я подброшу тебе на карманные расходы', 'У меня два билета на бейсбол. Будь молодцом, и мы посмотрим эту игру'.

2. УГРОЗЫ. 'Если ты не отвезешь тетю Агнессу, ты тоже пойдешь пешком', 'Я думаю, мне следует сходить в школу и узнать о твоих успехах'.

3. СРАВНЕНИЯ. 'Джон не получает столько карманных денег, сколько получаешь ты', 'Билл учится лучше тебя', 'Мне нравится Том, он такой вежливый '

4. НЕИСКРЕННИЕ ОБЕЩАНИЯ. 'Ты сможешь как-нибудь сходить в Дисней-ленд', 'Я поговорю с одним человеком относительно летних занятий', 'Мне хотелось бы, чтобы у тебя был такой свитер'.

5. ШАНТАЖ. 'Я пожалуюсь отцу, и уж он-то с тобой разберется', 'Как мало времени ты уделяешь домашним занятиям. Я уверена, если я скажу об этом твоему учителю, его это не порадует'.

6. БОЛЕЗНЬ как средство контроля. 'Если ты не перестанешь этого делать, у меня будет сердечный приступ', 'Ты просто должен успокоиться - видишь, у меня начинается мигрень'.

7. ЛЮБОВЬ как средство. 'Ты бы не делал этого, если бы хоть капельку любил меня!'

__________________________________

Сравнение того и другого перечня заставляет нас предположить, что подростки и их родители беспрерывно играют в одну и ту же игру. Родители, которые ответственны за своих детей, так сказать, 'на законном основании', - это 'собаки сверху'. Подростки, напротив, - это 'собаки снизу', и они готовы манипулировать любыми способами.

В результате - изнуряющая манипулятивная битва. Подростки пытаются выскользнуть из шаблонов, налагаемых на них взрослыми; взрослые чувствуют, что должны прибегнуть к силовым играм.

Первым правилом родителя поэтому является то, что ВСЕ ЭТО ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНО и на самом деле - не игра. Подросток тоже чувствует серьезность всего происходящего и полон решимости выиграть.

Чтобы лучше понять их взаимоотношения, назовем борьбу между подростками и их родителями соревнованием, в котором подростки руководствуются следующим правилом: 'Я побеждаю, ты проигрываешь'. Подростки целиком исходят из этого допущения. Для них родители - это соперники или враги, которых нужно победить. Соответственно практически каждое взаимодействие поколений оборачивается небольшой или большой схваткой.

Примеров можно привести бесконечно много. Скажем, Салли отправляется в школу холодным утром, надев лишь легкий жакет. 'Надень сейчас же пальто, - говорит ей мать. - Этот жакет слишком легкий'. В ответ следует: 'Не хочу!' - 'Я твоя мать, и ты будешь делать то, что Я скажу'. Надо ли добавлять, что Салли с еще большей решимостью говорит: 'Не буду!'

Враги сошлись в битве.

Если выиграет мать, подросток будет чувствовать себя обиженным и мрачно и сердито отправится на уроки, строя планы, как бы наказать свою семью, как бы отомстить. Возможно, она и наденет пальто, но через три дома она его снимет. Так что, мать победила?

А что будет, если в споре о пальто победит не мать, а подросток? Тогда мать будет сердиться и мысленно ругать отца, которому наплевать на поведение дочери... Короче, день у нее наверняка сложится скверно. А виной всему ее искаженное чувство ответственности.

Предположим,