Эверетт Л.Шостром

Искусство манипуляции

слабаком?', ЖЕСТОКОМУ ТОМУ: 'Постыдился бы обижать других детей!', КАРЛУ-СОРЕВНОВАТЕЛЮ: 'Мне просто неловко за тебя - нехорошо быть таким самовлюбленным и всегда отбирать победу у других'. Лучшая добавка ко всем укоризненным замечаниям: 'Твое поведение доведет меня до сердечного приступа. Вот увидишь, доведет!'

Даже если у родителей и много лет спустя сердце будет биться ровно и спокойно, дети уже не смогут избавиться от глупого внедренного чувства вины и будут ждать сердечного приступа изо дня на день. И если старость, доведя человеческое существование до своего логического конца, успокоит их души, оставшиеся в живых манипулятивные тетушки и дядюшки вполне могут воскликнуть, проливая слезы над гробом: 'Да, они умерли! А все потому, что в три года так плохо ел кашу!'

Еще один прием манипулятивных родителей заключается в том, чтобы развернуть ребенка на сто восемьдесят градусов, запугав его нелюбовью окружающих. 'Ты же не хочешь, чтобы люди думали, будто ты можешь сделать ЭТО', или 'Что подумают люди, когда услышат, как ты ужасно ругаешься', или 'Да от тебя все отвернутся, когда поймут, кто ты есть' и т.д.

Использование любви - это наиболее, пожалуй, болезненное манипулятивное средство: 'Я просто не могу любить тебя, раз так', или 'Ты меня не любишь, иначе ты бы так не поступил', или 'Я так тебя люблю, когда ты делаешь это и это'. В таких ситуациях родители ведут себя как типичные Славные Парни.

Еще одна манипулятивная техника состоит в использовании ожиданий: 'Ты же хочешь вырасти таким большим и сильным, как папа?', или 'Я надеюсь, ты сделаешь так, как я сказал', или 'В нашей семье все всегда хорошо учились'.

Родители, безусловно, старательные ребята. И я готов разделить их удивление и огорчение по тому поводу, что дети все равно не становятся лучше. И даже - дисциплинированнее.

Глава 2

ДИСЦИПЛИНА - МАТЬ ПОРЯДКА

В детской психологии нет области более запутанной, чем область дисциплины. И я предлагаю вам создать философию, альтернативную бесконечным манипуляциям детей и родителей.

Техника дисциплины распадается на две широкие категории. Одна, внешняя, основывается на том, чтобы добиться от детей максимального послушания. Другая, внутренняя, основывается на воспитании в ребенке самодисциплины, то есть привитии ему неких ценностей, которые станут для него руководящими принципами.

Первая категория дисциплины обязательно предполагает НАГРАДУ и НАКАЗАНИЕ. Даже в наше время процветают такие добропорядочные родители, девизом которых служат слова: 'Сэкономишь розгу - испортишь ребенка' или 'Детей нужно видеть, а не слышать'. Эти типичные домостроевские фразы обычно сопровождаются вербальными наказаниями, обидными сравнениями, изоляцией, лишением привилегий и физическими наказаниями.

Следствием наказания (даже если оно 'за дело') всегда бывают сдерживание естественной живости (отупение) и подавление чувства. Наказания всегда вызывают тревогу и порождают нервозность, а зачастую и подавленность. Не говоря уже о том, что самое невинное наказание (хотя я считаю, что невинных наказаний не бывает; любое наказание жестоко) может породить ненависть к родителям, как к тому, кто наказывает, так и к тому, кто не препятствует этому. Встречная агрессия, которая неизбежно возникает у ребенка в момент наказания, провоцирует его на дальнейшие проступки, а значит - на дальнейшие наказания. Круг, как видите, замкнулся, и ужесточением воспитательных мер его не разорвать. В конце концов наказание порождает чувство неуверенности, неадекватности. Наказанный ребенок чувствует себя лишенным родительского благоволения и склонен чувствовать еще большую неуверенность. Он чувствует себя плохим, неспособным, нестоящим и поневоле начинает действовать в терминах такого представления о самом себе. То есть родители своим 'воспитанием' добиваются прямо противоположного эффекта.

Методы дисциплины, основанные на жестком контроле за поведением, якобы должны повлечь за собой исправление ребенка. Истина же состоит в том, что наказание не только не предотвращает и не останавливает антисоциальное поведение, но и усиливает причину такого поведения. И исследования криминалистов недвусмысленно говорят об этом.

К счастью, многие родители отходят от манипулятивных дисциплинарных методов. Они хотят, чтобы поведение их детей было адекватным и приветствовалось обществом, но не только. Они хотят, чтобы поведение их детей не подтачивало их же физическое и психическое здоровье. Но как этого добиться? Многие родители понимают, что они предъявляют требования подчиняться