М.Байджент Р.Лей Г.Линкольн

Священная загадка (Часть 1)

Когда мы

работаем, то мы выполняем работу, созданную либо нами

самими, либо кем-то другим.

В работе недостаточно каждый день просто выполнять

какие-то однообразные действия. Работа должна твориться нами

изо дня в день, не важно, кто ее первым создал.

Работать значит участвовать в деятельности нашего

общества. Лишиться своей доли в деятельности общества значит

быть им отвергнутым.

Кто-то выдумал различие между работой и игрой. Игру

считали чем-то интересным, а работу чем-то трудным и

обязательным, а поэтому неинтересным. Но когда мы

отправляемся в отпуск, играем , то обычно с большим

удовольствием возвращаемся потом к ежедневной рутине . Игра

почти всегда бесцельна. Работа имеет цель.

Поистине, только постоянный отказ общества дать нам

работу создает у нас отвращение к работе, когда она все же

появляется. Человек, который не может работать, был лишен

права на работу. Когда мы изучаем историю печально известных

неспособных работать преступников, мы обнаруживаем, что

перво-наперво он был убежден в том, что не должен работать -

работа ему была запрещена либо отцом и матерью, либо школой,

либо из-за раннего возраста. Убеждение, что он не должен

работать, стало частью его воспитания. Что осталось? Месть

обществу за отказ позволить ему принять участие в его

деятельности.

Попытаемся найти новое определение работе и игре. Игру

следует назвать деяельностью без цели . Тогда работу можно

определить как дятельность с целью .

Когда мы находим недостатки в работе, причиной этого

бывает наш собственный страх того, что нам не позволят

продолжать работу.

Нет ничего плохого в автоматизации, в установке всех

этих машин, которые выполняют работу за нас, до тех пор,

пока власть имущие помнят о создании дополнительной работы

для нас. Автоматизация могла бы стать благом для всего мира,

если бы создавалось столько же новых рабочих мест, сколько

их отнимают машины. Тогда у нас было бы производство! И если

бы власть имущие своими неумелыми действиями не расстраивали

экономику, а создавали достаточно денег для нас, чтобы мы

могли покупать все новые и новые товары, тогда действительно

наступило бы процветание. Пэтому виновата не автоматизация;

если автоматизация оставляет людей без работы, то кому-то не

позволили изобретать новые работы для нас. Конечно, если

каждое новое дело будет выхолащиваться ограничениями, и если

бы каждому человеку, который намерен создать новую работу,

запрещали делать это, то тогда и только тогда новые машины

привели бы нас к краху.

Несмотря на широко разрекламированные радости отпусков

и бесконечной игры, все это всегда было ничем иным, как

проклятием для человека. Первым сказал об этом Гомер_ в

Островах Лотосов _ (...лотофаги...). И команда Одиссея

разложилась!

Нет, определенно в работе есть нечто большее, чем

просто зарплата. Конечно, есть работы более интересные и

есть менее интересные. Конечно, есть должности, которые

оплачиваются лечше, чем другие. Но когда приходится выбирать

между правом занимать должность и отсутствием такого права,

то человек выберет и самое неинтересное и плохо оплачиваемое

занятие.

Вам известно о том, что сумасшедшего можно вылечить,

просто убедив его, что у него есть какая-то цель в жизни.

Да, это может случиться. Не важно, сколь призрачной или

надуманной эта цель будет, благодаря ей сумасшедшие могут

стать нормальными людьми. Вспоминается случай с одной

девушкой, которая сошла с ума, и с ней ничего не могли

сделать. В этом и был главный момент ее болезни - с ней

ничего не могли сделать. Но однажды около психиатрической

лечебницы произошла автомобильная авария, и перегруженный

работой врач, увидев ее рядом, приказал ей сделать что-то

для пострадавших. Она выздоровела. Она стала штатной

медсестрой и с тех пор никогда не теряла рассудок.

Мы не намерены утверждать, что все мы сходим с ума,

если не работаем. Но мы с удивлением замечаем, что начинаем

двигаться в этом направлении, если нам запрещают работать.

Великие революции происходят из массовой неспособности

работать. Толпа бунтует не потому, что возмущена

привилегиями, как она всегда провозглашает, но потому, что

она сошла с ума, не имея работы. Правда, что революция не

может произойти, когда все люди работают.