А. С. Сидоров

Знахарство, колдовство и порча у народа коми: мате

на длинной охотничьей тропе, взять ружье на левое плечо дулом назад, прочитать 'святый боже' и выстрелить холостым зарядом. Так нужно проделать три раза и затем через левое плечо три раза плюнуть. Пулей стрелять не советуется, так как в этом случае будто бы умирает испортивший. На Вишере для исправления ружья берут его прикладом вперед дулом назад и в таком положении обносят его три раза вокруг левой ноги спереди назад.

ПОРЧА СОБАКИ

Портят будто бы чаще кобеля, чем суку, потому что сука во время течки исправляется. Испорченная собака имеет все признаки заболевания: не ест, теряет живость и все время лежит, на охоте идет позади хозяина или перед самым его носом. Если пощупать у нее нос, то он бывает - сухой и горячий. В действительности, по-видимому, здесь мы имеем дело с собачьей чумой, но охотники об этом не имеют представления и им кажется, что дело заключается только в колдовстве. Исправление заключается в ряде магических приемов. У больной собаки выцарапывают из носу кровь, пропитывают ею хлеб и подают собаке. При исправлении читают заговор. Думают, что если при этом высказать пожелание о том, чтобы порча перешла на самого ее виновника, то это пожелание обязательно осуществляется. В таком случае виновный принужден бывает просить прощения у мстителя.

Для выцарапывания крови существуют разные инструменты. Чаще всего употребляют для этого щучью челюсть, но можно оперировать также новой, неупотреблявшейся иголкой, но без ушка. У некоторых на этот предмет существует специальный инструмент: иголка бывает насажена в пробку особого футлярчика с внутренней стороны; на дно футлярчика кладут соответствующую магическую траву. Иногда собаку для исправления ее от порчи бросают неожиданно в воду, в надежде на то, что вместе с испугом собаки порча ее оставит, другие парят ее в бане.

В настоящее время бывают случаи порчи собак естественными средствами, именно вскармливают ее сильно пахучими веществами, напр., чесноком или луком, после чего она на несколько дней теряет остроту чутья из-за одуряющей ее вони изо рта.

Иногда борьба колдунов оканчивается не только потерей успешности охоты, но и всего промысла, ранее наловленного. 06 этом мы имеем следующий рассказ. 'Охотничья артель с. Вишеры отправилась на охоту к Вятской границе. В артели был „хозяин' - лучший охотник артели. Все около „хозяина' чувствовали себя спокойно. Единственной привилегией „хозяина' было освобождение его от обязанностей заготовки дров. Кроме того при передвижениях он наряду с лучшими охотниками шел налегке: они по пути охотились, менее же искусные тащили нарты. Подошла к ним другая артель, из с. Небдино с. Вычегды, остановилась поблизости и также начала промышлять. Работники из двух артелей заспорили между собой. Тогда у первой артели были испорчены собаки. Вследствие этого той артели пришлось совершенно прекратить охоту. Другая же артель нормально охотничала, она побывала у самой Вятской границы. При возвращении домой успешно охотившаяся артель увидела, что та артель все еще бездействовала: „хозяин' ее только утешал своих членов да заквашивал квас (это дело 'хозяина'). „Погодите,-говорил он своим товарищам, - может быть наши дела поправятся'. Та артель, не обратив на лежебоков внимания, отправилась дальше к дому, но к вечеру неожиданно для себя она возвратилась на старое место, - не нашлась дорога.

Так повторялось в течение трех дней. Тогда „хозяин' виновной артели запросил пощады у своего противника: „Прости, - говорит - за мое „качество'. - „Прощу, только предварительно переложь промысел со своих нарт на мои нарты; зачем ты не ужился с нами, мы вам совершенно не препятствовали, даже к Вятке вы имели возможность ходить', - предложил тот. Пришлось тем свой груз переложить в чужие нарты.

„Затем, - говорит мститель, - вот там есть молодая рябина (sospu), поди сруби ее и принеси'. Тот приносит. „Наклонись!' Наклоняется.

Затем мститель ударил раза три-четыре по спине своего недруга и разрешил ему с пустыми руками идти домой - сопутствуя наставлениями, чтобы в другой раз были скромнее'.

Так наказывается, по охотничьим воззрениям, жадность и внесение в охотничий быт элементов недоброжелательства друг к другу.

Вообще считается, что колдун при своих попытках всегда рискует пострадать сам, так как над ним всегда может оказаться более сильный колдун, через которого пострадавший может обратить порчу на него самого (<…>).

'В Позтыкеросе одна женщина слыла за колдунью. Сосед позвал ее как-то домовничать, но предупредил, чтобы она не применила своего искусства