А. С. Сидоров

Знахарство, колдовство и порча у народа коми: мате

также приурочиваются ко многим колдунам, жившим на памяти стариков. В Четдине был знаменитый колдун <…>. Он наряду с другими фокусами показывал следующее: засунет свой нож в горло, там полоснет и никакой крови не бывает. По рассказам, он разбойничал. В Усть-Сысольске грабил под тем предлогом, что проводил землеустроительные просеки, направляя свою просеку на строения тех, кого собирался ограбить, заставляя тем самым их сносить. Владельцы принуждались этим .платить ему богатый выкуп. Сам ходил всегда со светлыми пуговицами. Однажды на р. Локчиме напали на него разбойники. Он взял нож, зажал лезвие его в одной руке, другой рукой его выдернул и бросил наотмашь в реку. При этом действии оба нападавшие разбойника утонули.

Некоторые знания <…> будто бы передал своему внуку Аврааму, который с детства странствовал на Богословских заводах и находил себе пропитание знахарством. Мординский М. С. 3. рассказывал, что Авраам, его родной дядя, предлагал ему однажды научиться, как безвредно пребывать в воде, но он не посмел.

Про лопидинского знахаря (<…>) Коктом-Назар, умершего лет 30 тому назад, рассказывают, что он научился уменью пребывать в воде в Нижнем заводе на Урале. Там он в мельничном пруде ночевал 12 ночей. Летом, когда бывает много комаров, он будто бы никогда не спал в дымной избушке в лесу, а в воде. Между прочим, он свою ногу будто бы потерял с намерением, чтобы не попасть на 25-летнюю солдатскую службу - сгноил ее с этой целью куриным пометом.

СОВРЕМЕННЫЕ КОЛДУНЫ

Характер колдовства у современных колдунов и взгляды населения на этот предмет обусловливаются суммой представлений, передающихся о колдунах из поколения в поколение.

Теперь попытаемся отчасти по личным впечатлениям, отчасти по тем данным, которые имеются у меня по рассказам, охарактеризовать наиболее яркие типы современных колдунов.

И.-Мш.

Наиболее интересный тип колдуна я встретил в с. Позтыкерос. И.-Мш. - крестьянин среднего роста, коренастый, с черной окладистой бородой. Живет вдвоем с женой, детей не имеет. Человек очень общительный, разговорчивый и интересный собеседник, грамотный (проявляет разнообразные даже 'научные' интересы). Рассказывает очень убедительно, стараясь образами, повторениями, подчеркиваниями заставить усвоить ту мысль, которую он хочет передать.

Круг интересов очень широкий, начиная с вопросов культурно-исторических и кончая филологическими. Очень обстоятельно изложил мне, уловив мое желание узнать старинный быт коми, что первоначально вместо жерновов у коми была ступа, что чем древнее, тем примитивнее была культура и т. д. Сообщил о примитивных ткацких станках того времени, когда коми не знали теперешних станков, заимствованных, по всей вероятности, у русских. Коснулся вопроса о происхождении коми, изложил теорию акад. Лепехина о том, что коми-зыряне происходят с Камы, откуда их вытеснили русские ('зырны'-теснить), что поэтому и 'зыряне'. Слово швец считает происшедшим от слова 'шы-вец' - 'шить' и т. д.

В хозяйственном отношении И.-Мш. является очень домовитым и практичным. Во всем заметна аккуратность, точность и основательность. Дом по своей величине не отличается от домов крестьян среднего достатка, но почти весь отделан им самим. И.-Мш. является незаурядным сапожником, плотником, столяром; печка сложена им же самим очень хорошо. На сарае масса новых саней, розвальней, плетеных экипажей, последних им сделано всего более 60 штук. В каждом предприятии видна оригинальность ума. Строя дом, он изобрел деталь, которая является большим усовершенстованием зимней избы у коми, которая за 25 лет успела распространиться по всему бассейну р. Локчима. Можно предсказать распространение его и дальше. Это изобретение горенки (патчер-комната) в верхней четверти избы около надпечного окна.

Приусть-сысольские избы устроены так, что печка расположена в заднем углу комнаты и устьем направлена к входу; на печке или на голбце имеется небольшое окошко, у которого в зимние холода можно вести кое-какую работу. Но помещения на печке при таком устройстве избы там все-таки мало. Потолок низок и там бывает пыльно и света недостаточно.

И.-Мш. применил нововведение: перенес печку в тот угол, куда раньше смотрела она своим устьем, освободив таким образом заднюю часть избы, где было печное окошко <…>. При этом получилось такое соотношение частей избы, которое существует в плане избы по Нижней Вычегде. На освободившееся от печки место он, на уровне печки, настлал пол. Таким образом, в одной половине избы получился второй этаж, занимающий немного более