Курт Зелигманн

История магии и оккультизма (Часть 2)

на метле, вызывать бурю и град и варить смертоносные зелья из змей и жаб. Но это не значит, что ведьмы и ведьмовские шабаши - всего лишь плод фантазии. Шабаши действительно случались, и посещали их подчас самые высокопоставленные особы - например, тот же граф Босуэлл. И не следует полагать, будто приговоры судей шли вразрез с общественным мнением. Напротив, они в значительной степени согласовались с распространенными в народе взглядами. Более того, вера в существование ведьм и убежденность в том, что они заслуживают смерти, принадлежали к числу немногочисленных универсальных поверий, которые в XVI веке были характерны для всех слоев общества - для мятежных крестьян и консервативных буржуа, для католиков и протестантов, для клерикалов и светских судей.

Современный философ Ян Фергюсон попытался показать, что нет худа без добра - что в оголтелой охоте за ведьмами были и свои позитивные стороны. Он объявил, что без кровопролития и гонений, возникающих на почве духовной борьбы, не может быть и прогресса. «Кровопролитие порождает кровопролитие, - писал он, - но апатия порождает вымирание». Но став в XX веке свидетелями гонений куда более жестоких и массовых, чем все, что могли вообразить себе наши предки, мы научились относиться к кровавым экспериментам с должной осторожностью. И едва ли теперь удастся доказать, что угнетение и истребление меньшинств способно принести угнетателям хоть какую-нибудь - пусть даже самую малую - пользу.

Погоня за идеалом.

Когда на шабашах стали появляться представители высших сословий, когда политические деятели начали поощрять в простолюдинах бунтарские настроения, для ведьм это кончилось плохо. Большинство богатых зрителей приходили на ведьмовские сборища из желания полюбоваться на нечто запретное, и такое любопытство означало, что властные структуры теряют былой авторитет среди всех классов общества. Не удивительно, что представители власти были едины в своем стремлении искоренить ведьмовство, невзирая даже на то, что последнему покровительствовали некоторые знатные особы. Тех, кто не желал держаться в рамках установленного порядка, тех, кто якшался с «подлым сбродом», тоже следовало уничтожить. До некоторой степени массовые гонения на ведьм можно объяснять личной завистью, ненавистью и алчностью, однако чудовищный размах преследований, охвативших всю Европу на несколько веков, говорит о том, что за ними стояли и другие мотивы. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на сокращенный список людей, казненных в Вюрцбургской епархии:

Шестое сожжение, шесть лиц:

Эконом сената, именуемый Геринг

Старая г-жа Канцлер

Толстая жена портного

Повариха г-на Менгердорфа

Бродяга

Женщина-бродяга

Восьмое сожжение, семь лиц:

Баунах, сенатор, самый толстый житель Вюрцбурга

Эконом настоятеля собора

Бродяга

Точильщик ножей

Жена обмерщика

Две неизвестные женщины

Одиннадцатое сожжение, четыре лица:

Швердт, регент собора

Экономка Ренсаккера

Жена Штихера

Зильберханс, музыкант

Тринадцатое сожжение, четыре лица:

Старый придворный кузнец

Старуха

Девочка лет девяти - десяти

Ее младшая сестра

Четырнадцатое сожжение, два лица:

Мать двух вышеупомянутых девочек

Дочка Либлера

Двадцатое сожжение, шесть лиц:

Дочка Гёбеля, самая красивая девушка в Вюрцбурге

Студент, который знал много языков, отличный музыкант

Двое мальчиков из собора, каждому по двенадцать лет

Маленькая дочка Степпера

Женщина, сторожившая вход на мост

Двадцать пятое сожжение, семь лиц:

Давид Ханс, каноник из нового собора

Вейденбуш, сенатор

Жена трактирщика из Баумгартена

Старуха

Маленькая дочка Фалькенбергера (была казнена отдельно и сожжена в гробу)

Маленький сын судебного пристава при магистрате

Вагнер, викарий из собора (был сожжен живьем)

Двадцать восьмое сожжение, шесть лиц:

Жена Кнерца, мясника

Дочка д-ра Шульца, младенческого возраста

Слепая девушка

Шварц, каноник из Гаха

Элинг, викарий

Бернгард Марк, викарий из собора

Двадцать девятое сожжение, пять лиц:

Фиртель, пекарь

Трактирщик из Клингена

Судебный пристав из Мергельсхайма

Жена пекаря из Бычьей Башни

Толстый дворянин

Из этого списка явствует, что все перечисленные жертвы пошли на смерть по одной-единственной причине: всех их считали колдунами и ведьмами. Осудить из жадности бедных бродяг не могли; зависть не могла послужить причиной казни слепой девушки из 28-го сожжения. Наконец, какая ненависть могла бы возвести на костер невинных детей, кроме той, что рождается из страха перед социальной и нравственной