Кулапати Эккирала Кришнамачарья

Оккультная анатомия

пяти чакрам количество лепестков увеличивается. Третья чакра — манипурака, и у неё десять подразделений. Четвёртая — анахата, с двенадцатью подразделениями, а пятая — вишуддхи, с шестнадцатью. Все эти подразделения требуются, потому что им приходится иметь дело с пятью состояниями материи, панчабхута. Первая чакра приводит в действие твёрдую материю тела, вторая — огонь, третья — жидкости, а четвёртая — воздух: дыхание, а также сердцебиение. Если прекратится эта работа с элементом воздуха, то возникнет небольшая колющая боль в сердце, и не хватит времени даже добраться до кардиологического отделения. Произойдёт спазм. Пятая чакра работает с эфиром и энергиями. Если этот центр не работает, то нет подачи энергии. В этой чакре находится как бы распределительная подстанция. Если какие-нибудь подпольные организации в странах с развитой энергетической системой, таких как Россия или Америка, перережут провода на электростанциях и подстанциях, то из-за отсутствия энергии откажет вся система. При отказе энергетической системы в организме люди, несмотря на нормальное питание, начинают слабеть и постепенно умирают. И тонизирующие и медикаментозные средства ничего здесь не могут сделать — энергия приходила извне. И, наконец, в аджня чакре имеются два подразделения, управляющие всеми остальными. В сахасраре же вовсе нет никаких работников, ни управляющих, ибо это само Я, живущее на всех планах самим своим присутствием. Потому ему не нужно работать. В нём же трудятся все остальные. Оно живёт, как сознание 'Я есмь', это Шива и Шакти, и вместе они — джива, или внутренний обитатель, которому принадлежит весь этот механизм и все эти проводники. Тот, кто пребывает в сахасраре — это и Шива, и Шакти, а все другие пребывают в нём. Сколько их? Всего пятьдесят подразделений.

Все эти вещи вы можете узнать непосредственно из таких книг как 'Саундарья лахари' или 'Шатчакра нирупана', которая очень много комментировалась, и была переведена и замечательно объяснена сэром Джоном Вудрофом в книге под названием 'Змеиная сила'. Иногда её можно тоже заказать в Адьяре, но если её там нет, можно обратиться в компанию Ганеш (Мадрас, Панди Базар).* Если среди изданий будет в наличии комментарий Малаяла Cвами Гару на 'Шатчакра нирупану', то там вы найдёте все эти вещи. Обращайтесь за ней в Брахмашрамам (Калахасти) или Вьясашрамам (Эрпеду, область Читтур). Но в Шри Бхашье вы этих вещей не найдёте — исчерпывающе их касается лишь веданта. Из писавших на телугу лишь Малаяла свамиджи приложил много усилий, чтобы ясно изложить эти вещи. Это было ещё во времена моего детства. Его книги переиздаются даже сейчас, и если его комментарий к 'Шатчакра нирупане' есть в продаже, то считайте, нам повезло.

__________

* 'Змеиная сила' опубликована под псевдонимом А. Авалон. В русское издание не вошёл перевод 'Шатчакра Нирупаны', но он был опубликован в сборнике 'Путь Шивы', Киев, 1994 — прим. пер.

Саундарья Лахари в оригинале — это великая книга, посвящённая данной теме, но понять из неё все эти моменты вам будет очень трудно. Вам придётся выписывать их отдельно. На эту книгу написаны тома и тома комментариев. Но среди доступных лучшим является перевод на английский сэра Джона Вудрофа и его пояснения к нему. Эта книга называется 'Волна блаженства' (Wave of Bliss). В ней есть кое-что, касающееся этого предмета. С другой стороны, 'Змеиная сила' Джона Вудрофа — тоже замечательная книга. В ней все эти вещи, 60000 сиддхов и шакти, с расположением и функциями, подробно объяснены.

Чакры и звуки

Теперь разъясним ещё один немаловажный аспект. Для шести чакр существуют шесть звуков, через которые мы можем войти в сознание каждой из этих шести чакр. Для муладхары это звук 'лам', для свадхиштханы — 'рам', для манипуры... Извините, здесь, в этой книге, какая-то ошибка. Для манипуры это должно быть 'вам',* для анахаты — 'ям', а для вишуддхи — 'хам', потому что таков звук выдоха через голосовые связки. Для аджни — это 'Ом'. Для сахасрары, пожалуйста запомните, это также Ом. Но разница в том, что в случае аджни произносят Ом и входят туда путём вслушивания в этот звук. Его произносят и входят в него. В Бхагавад-гите об этой чакре сказано, что её называют акшарам или мистическим звуком. Сначала практикующие произносят его, будучи отличны от него, на этой стадии они хотят слушать его и в него войти. Их 'ОМ' будет подобен куску льда, плавающему на водной поверхности их ума. И в точности как вода и лёд различны, так различаются в этом, шестом, состоянии изрекающий и изрекаемое. Но в конце