Кулапати Эккирала Кришнамачарья

Оккультная анатомия

воском или парафином. Когда он остывает, на его поверхности можно начертить линии, и когда он остынет, они будут существовать на физическом плане и задавать форму воска. Физическое тело можно сравнить с застывшим воском, а эфирное — с расплавленным. Теперь вы можете понять всю эту систему. План или структура постоянны, и этот план отпечатывается. Таким образом мы имеем силовые линии, сохраняемые в эфирном теле. Они и называются нади.

Ум — это не мозг. Мозг — лишь место пребывания ума. Мозг — физический, а ум — сверхфизический. К какому же мы теперь приходим заключению? Образ и строение находятся в уме, они отпечатываются в жизненном теле, и всё это осаждается в форму физического проводника. Таким образом происходит нисхождение в три стадии. Вот почему в Пуранах среди дэв, которые этим занимаются, описываются три архитектора. На высшем (то есть ментальном и сверхментальном) это Вишвакарма, то есть сознание образа эмбриона. На жизненном плане это Тваста, а на физическом — Майа или Майасура. Вишвакарма — это ювелир среди дэв. В масонстве он называется Туберкуном, первым обработчиком металлов, хотя масоны ничего об этом и не знают. Твасту называют Плотником, и его символом является Иосиф, отец солнечного бога. Все эти термины символичны. Третий — это Майа. Этот гигант построил дворец для пяти братьев, героев Махабхараты. Братья эти символизируют пять органов чувств, и он построил им удивительное здание под названием Майасабха. Откуда же он доставил материал на физический план? Этот гигант принёс материал из озера под названием Биндусарам. Бинду означает капля — капля семенной жидкости. Из этого озера он и перенёс путём воспроизведения этот дворец. Это третий, самый низший слой драмы.

Но есть и второй слой, не имеющий никакого отношения к сексу, и первый слой, по своей сути божественный. Первый отражается на эмоциональном плане на втором, а второй — на третьем, или физическом плане, что называется половым процессом, и так воспроизводится проводник. Это лишь пример того, как прилагать основные принципы символизма писаний.

Но в эту историю мы сейчас углубляться не будем, так как тема эта столь же обширна, как океан. Добро пожаловать в нади. Прежде всего, помните, что нади — вовсе не нервы. Это линии силы, которые задают форму эмбриону и формируют каркас нашего тела. Некоторые из них потом уплотняются в нервы, а некоторые на всю жизнь остаются нади на жизненном плане.

Когда вы хотите пошевелить какой-либо частью тела, именно нади, управляемые умом, приходят в действие прежде нервов. Так работает произвольная система нервов, но есть и другая система, которая тоже подчиняется нам в некоторой мере, хотя и в меньшей. Это, например, дыхательная система и её нади. Вы можете ненадолго прервать дыхание, как делается при ложной пранаяме, но потом вам снова придётся дышать. Так что эта система — полупроизвольная. Есть много центров такого типа. Есть и непроизвольная система — например, сердцебиение. Таким образом, есть три типа нади. Высшие функции проводятся через непроизвольные нади. Через них может проводиться и мускульная и нервная деятельность. Когда мы спим, продолжает перевариваться пища, а если по нашей руке поползёт насекомое, мы автоматически стряхнём его, и это происходит непроизвольно. Чувства звука, цвета, формы и числа также обеспечиваются непроизвольной системой. Ранее я уже объяснял вам, что числовое сознание является автоматическим и не имеет отношения к нашему изучению чисел. Например, если одному ребёнку дать две конфеты, а другому десять, первый сразу устроит скандал. (Смех). Так что числовое сознание отлично от знания чисел. То, что у всех людей 32 зуба, показывает, что у эмбриона есть числовое сознание. Оно называется 'капила'.

Сколько же в нас нади? Даже этот отдельный вопрос сложен. Потому мы не можем знать в этой области всё. Так что ограничимся известными нам сведениями, что в теле человека 3300 нади. Группа из 10 нади управляется разумами природы, именуемыми дэвами. В основном, в каждом организме действуют 32 дэвы. Каждый дэва управляет сотней нади, подразделяя их на десять групп по десять нади и перепоручая их меньшим дэвам, которые и выполняют работу. Постараемся теперь понять, сколько же нади из этих трёх тысяч трёхсот являются самыми важными. Согласно тантра шастре, мантра шастре и аюрведе первостепенную важность представляет 1001 нади. Из них, в свою очередь, важнейшими являются триста, а из тех — тридцать, которые управляют всеми функциями этих трёхсот. Из тридцати же важнейшими являются три — это ида,