Тендзин Вангьял Ринпоче

Тибетская йога сна и сновидений

вслух или про себя. Это очень простые действия, но они изменят качество сна и сновидений, а утром вы будете более отдохнувшими и уверенными в себе.

Если вам кажется, что слишком сложно выполнять все четыре этапа практики — сосредоточиваться на уровне горла, бровей, сердца и тайной чакры, — сосредоточивайтесь только на горловой чакре. После молитвы представьте там красное светящееся А. Сосредоточьтесь на нем, почувствуйте его и засыпайте. Перед этим важно успокоиться, почувствовать связь с телом. Если вам кажется трудным даже сосредоточиться на букве А, просто ощутите все свое тело и объединитесь с присутствием и состраданием. Таков способ, помогающий очистить ум и тело, в которых за день накопились напряжения и омрачения. Каждый вечер мы чистим зубы и умываемся — это улучшает наше настроение, и мы лучше спим. Если же мы ляжем спать с ощущением неумытости, это повлияет на сон и на сновидения. Все мы помним об этом, когда речь идет о физическом уровне жизни, но часто забываем, насколько важно ощущать свежесть и целостность своего ума. Возможно, следует написать на зубной щетке: 'Почистив зубы, не забудь помыть ум'.

Кроме того, собираясь спать, можно делать дыхательные упражнения. Постарайтесь дышать одинаково через обе ноздри. Если заложена правая ноздря, спите на левом боку и наоборот. Успокойте дыхание и сделайте его плавным и ровным. Как уже говорилось, выдыхайте напряжения и отрицательные эмоции, а вдыхайте чистую целительную энергию. Сделайте девять вдохов и выдохов, сидя в позе медитации или лежа, а затем сосредоточьтесь на красном А в горле. Скорее даже не сосредоточьтесь, а почувствуйте красное А, не оставайтесь отдельными, а слейтесь с ним. Проснувшись утром и ощутив себя бодрыми и отдохнувшими, почувствуйте радость от своего успеха. Почувствуйте благословение учителей и просветленных существ, удовольствие от своих радостных усилий и счастье от того, что идете по духовному пути. Это счастье будет способствовать следующей ночной практике и поможет неуклонно поддерживать и развивать практику сновидений.

Нередко, отходя ко сну, бывает трудно расслабиться или ощутить сострадание и любовь. В таком случае используйте творческое воображение. Представьте, что лежите на прекрасном теплом пляже или гуляете в горах, где воздух чист и свеж. Представьте всё то, что помогает расслабиться, а не просто проваливайтесь в сон, позволив эмоциям и напряжениям прошедшего дня вывести себя из осознавания. Даже эти простые практики принесут большую пользу.

________________________________________

10 Объединение

Практика сновидений нужна не только для личного развития или получения интересных переживаний. Она составляет часть духовного пути, и ее плоды должны затрагивать все аспекты жизни, изменяя всё существо практикующего и его взаимоотношения с миром. Почти всё из того, что в этой главе говорится об объединении практики сновидений с жизнью практикующего, уже упоминалось выше: здесь оно только подытоживается.

Существуют два основных уровня практики сновидений: условный и неусловный, или двойственный и недвойственный. Мы рассматривали главным образом первый из них, который опирается на работу с образами сновидений и их сюжетом, с нашей реакцией на переживание и наши эмоции, с влиянием, которое оказывает на нас сновидение, и с плодами нашей практики в сновидении, а также с развитием большего осознавания и самоконтроля.

Неусловный уровень практики включает в себя не содержание сновидений и не то, как мы их переживаем, а только недвойственный Ясный Свет. Такова конечная цель практики сновидений и практики сна.

Не следует недооценивать использование йоги сновидений на двойственном уровне. Ведь большинство из нас большую часть времени живет в мире двойственности, и свой духовный путь мы должны проходить именно в этой обычной жизни. Применяя практику сновидений, мы преображаем гнев в любовь, отчаяние — в оптимизм, а свои раны — в сильное и здоровое целое. Мы развиваем способность умело работать с жизненными обстоятельствами и быть полезными другим. Мы обретаем такие умения тогда, когда начинаем по-настоящему понимать, что жизнь подобна сновидению и так же податлива. Благодаря этому мы можем изменять обычную жизнь, превращая ее в переживание, исполненное великой красоты и смысла, и включая все её проявления в духовный путь.

Только тогда, когда наше условное 'я' растворится в ригпа, мы по-настоящему уйдем от потребности в надежде и смысле, от деления на хорошее и плохое. Неусловная истина выше исцеления и потребности в исцелении. Но если мы примем эту перспективу