Петр Демьянович Успенский

Новая модель вселенной (Часть 1)

идеи эволюции. Главный недостаток современного понимания эволюции указан в одной из предыдущих глав.

'Сверхчеловек', если он вообще проникает в научное мышление, рассматривается как продукт эволюции человека, хотя, как правило, этот термин не применяется, и на его место ставится термин 'высший тип человека'. В этой связи эволюционные теории стали основой наивно-оптимистического взгляда на человека и на жизнь вообще. Кажется, что люди сказали себе: 'Раз существует эволюция, раз наука признаЈт эволюцию, из этого следует, что всЈ идЈт хорошо, а в будущем должно быть ещЈ лучше.' В воображении современного человека, рассуждающего с точки зрения идей эволюции, всЈ должно иметь счастливый конец, как волшебная сказка обязательно заканчивается свадьбой. Это и есть главная ошибка по отношению к идее эволюции. Ибо эволюция, как бы еЈ ни понимать, не гарантирована всем и каждому. Теория эволюции означает только то, что ничто не остаЈтся таким, каким оно было, всЈ неизбежно движется либо вверх, либо вниз, но совсем не обязательно вверх; думать, что всЈ с необходимостью движется вверх, - значит иметь самое фантастическое понимание о возможностях эволюции.

Все известные нам формы жизни представляют собой результат либо эволюции, лиюо вырождения. Но мы не умеем различать между этими двумя процессами и часто ошибочно принимаем результаты вырождения за результаты эволюции. Только в одном отношении мы не ошибаемся: мы знаем, что ничто не остаЈтся таким, каким было. ВсЈ 'живЈт', всЈ изменяется...

Изменяется и человек; но идЈт он вверх или вниз - это большой вопрос. Кроме того, эволюция в подлинном смысле этого слова не имеет ничего общего с антропологической переменой типа, даже если мы сочтЈм такую перемену установленной. Не имеет эволюция ничего общего и с изменениями общественных форм, обычаев и законов, с модификацией или 'развитием' форм рабства и средств ведения войны. Эволюция в направлении к сверхчеловеку есть создание новых форм мышления и чувств - и отказ от старых форм.

Кроме того, мы должны помнить, что развитие нового типа совершается за счЈт старого, который в этом же процессе должен исчезнуть. Новый тип, создаваясь из старого, как бы преодолевает, побеждает его, занимает его место.

Об этом говорит Заратустра у Ницше:

'Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно быть преодолено. Что сделали вы, чтобы преодолеть человека?

Что такое обезьяна по отношению к человеку? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека - посмешищем или мучительным позором.

Даже мудрейший из вас - это только форма, колеблющаяся 'между привидением и деревом'.

Человек - это канат над пропастью. Опасно прохождение, опасно остаться в пути, опасен взор, обращЈнный назад, опасны страх и остановка.

В человеке важно то, что он - мост, а не цель; в человеке можно любить только то, что он - переход и уничтожение.'

Вот эти слова Заратустры, к сожалению, не вошли в обиход нашей мысли. И когда мы рисуем себе картины будущего, мы, так сказать, потакаем тем сторонам человеческой природы, которые должны быть отброшены в пути.

Сверхчеловек кажется нам очень сложным и противоречивым существом. В действительности же он должен быть существом ясно определЈнным. Он не может иметь внутри себя того вечного конфликта, того болезненного разделения, которое постоянно ощущают люди и которое они приписывают даже богам.

В то же время не может быть двух противоположных типов сверхчеловека. Сверхчеловек есть результат определЈнного движения, определЈнной эволюции.

Для обычного мышления сверхчеловек - это како1-то гротескный человек, все стороны природы которого сильно преувеличены. Но это, конечно, невозможно, потому что одна сторона человеческой природы развивается только за счЈт другой; и сверхчеловек может быть выражением только одной, более того, очень определЈнной стороны человеческой природы.

Ошибочные представления о сверхчеловеке - в значительной степени следствие того, что обычное мышление склонно считать человека более законченным типом, чем он является в действительности. Такой же наивный взгляд на человека лежит в основе современных социальных наук и теорий. Все эти теории имеют в виду только человека и его будущее. Они хотят или стремятся предвидеть будущее человека и рекомендуют лучшие, с их точки зрения, методы, чтобы организовать жизнь человека, дать человеку счастье, освободить от ненужных страданий, от несправедливости и т.п. Но люди не видят, что попытки насильственного применения таких теорий к жизни приводят в результате