Станислав Гроф

За пределами мозга (Часть 2)

целое, охватывающее все вселенные, как один живой организм, который включает взаимозависимые и взаимопроникающие процессы становления и не-становления. Традиция хуайен выражает эту ситуацию в следующей формуле: ОДНО ВО ВСЕМ; ВСЕ В ОДНОМ; ОДНО В ОДНОМ; ВСЕ ВО ВСЕМ.

22 - Это значит, что изучение голографического изображения под разными углами зрения раскрывает и обнаруживает ранее скрытые аспекты; этого не происходит с обычной фотографией или кинокадром, когда обзор их под другим углом просто искажает изображение.

23 - Теории Д. Бома изложены в ряде статей, опубликованных в специальных журналах, и в книге Целостность и имплицитный порядок (Bohm, 1980).

24 - Заинтересованный читатель найдет популярное объяснение новых путей исследования мозга в книге Поля Питча Увертывающийся мозг: в поисках холографического разума (Pietsch, 1981).

25 - Здесь особенно интересна попытка, недавно предпринятая советским ученым В. В. Налимовым, сформулировать теорию бессознательного на основе семантики и теории вероятности. Он развил эту идею в книге Области бессознательного: заколдованный рубеж (Nalimov, 1982).

26 - Перед терапевтом, использующим традиционные формы психотерапии, стоит важная задача отличить релевантный материал от не относящегося к делу, определить вид психологической защиты и найти интерпретацию. Трудность задачи в том, что она ограничена парадигмой. Релевантность не определяется общим согласием, все зависит от того, какого направления придерживается терапевт - школы Фрейда, Адлера, Ранка, Клейна, Салливана или какого-то другого течения динамической психотерапии. Если к этому добавить искажения из-за контрпереноса, преимущества эмпирического подхода станут очевидными.

27 - Этимологию слова перинатальный см. в прим. 10

28 - Смерть Эго и новое рождение - не одноразовый опыт. В ходе систематического глубинного самоисследования бессознательное снова и снова представляет его в разных измерениях и с разными акцентами до тех пор, пока процесс не будет завершен.

29 - Это описание отражает идеальную ситуацию нормального и неосложненного рождения. Длительные и изматывающие роды, наложение щипцов или применение общей анестезии, какие-либо другие осложнения вызывают специфические эмпирические искажения в этой матрице.

30 - В состоянии симбиотического слияния с материнским организмом нет дихотомии между объектом и объектом до тех пор, пока нет постороннего вмешательства. Нарушение внутриутробного состояния или боль и утомление во время рождения по-видимому впервые создают ощущение различия между мной, страдающим и другим, причиняющим боль.

31 - Многие положения, обсуждаемые в этой главе, являются частью подготовительной статьи, написанной для Фритьофа Капры в то время, когда мы вместе с ним изучали взаимосвязь психологии и современной физики. Этим объясняется определенное концептуальное совпадение с двумя главами его книги Поворотный пункт (Сарга, 1982).

32 - Генетическая основа психоанализа относится к психогенезу, и ее не следует путать с наследственностью. Она имеет дело с эволюционной логикой, показывающей, как прошлые события определяют индивидуальную историю и как прошлое содержится в настоящем.

33 - Механизмы защиты появляются в результате борьбы между давлением из бессознательного (Ид) и требованиями внешнего мира. Они показывают специфическую связь индивидуальных фаз развития либидо и фундаментальны для этиологии различных типов психопатологии. Среди самых важных механизмов защиты, описанных в психоаналитической литературе, вытеснение (подавление), подмена, реактивная формация, изоляция, отмена, рационализация, интеллектуализация, отрицание, регрессия, механизмы против фобий, воздержание и избегание, интроекция, отождествление, отыгрывание в действии, сублимация и творческая проработка. Лучшим источником дополнительной информации о механизмах защиты служит новаторская работа Анны Фрейд Эго и механизмы защиты (Freud, 1937).

34 - Дхей Хейли провела блестящий юмористический анализ этой фрустрирующей ситуации в своей статье Искусство психоанализа (Haley, 1958).

35 - По описанию Салливана хороший сосок дает молоко вместе с чувством комфорта и безопасности. Плохой сосок обеспечивает питанием, но в неприятной эмоциональной атмосфере, как в случае, когда мать обеспокоена, напряжена или не любит свое дитя. Неправильный сосок (скажем, собственный большой палец ребенка) воспринимается как сосок, но не дает ни молока, ни чувства безопасности.

36 - Биограф Фрейда Эрнест Джоунэ (Jones, 1961) приводит