Станислав Гроф

За пределами мозга (Часть 2)

вульгарные материалисты. Они отказывались признавать, что сознание чем-либо отличается от других физиологических функций, и утверждали, что мозг вырабатывает сознание точно так же, как почки - мочу.

7 - Аналогичную позицию недавно выразил Р. Д. Лэйнг в ясной и основательно документированной книге Голос переживания (Laing, 1982).

8 - Хорошим примером такого опыта является видение Шарлотты, которое я проанализировал в книге Области бессознательного: результаты исследований ЛСД. (Grof, 1975. Р. 227).

9 - Подробное описание различных типов психоделического опыта с клиническими примерами можно найти в моей книге Области бессознательного (Grof, 1975). В сжатой форме этот материал изложен в главе второй настоящей книги.

10 - Термин перинатальный -это сложное слово греческо-латинского происхождения; приставка peri- буквально означает вокруг или близко, a natalis переводится как имеющее отношение к родам. Этот термин определяет события, которые непосредственно предшествуют биологическому рождению, связаны с ним или следуют сразу за ним

11 - Случайные видения исторического развития, вспышки предвидения и комплексное ясновидение будущего представляют особую проблему в этом контексте.

12 - Среди них, например, Дао физики (Сарга, 1975) и Поворотный пункт (Сарга, 1982) Фритьофа Капры; Медиум, мистик и физик Лоренса Ле-Шана (LeShan, 1974); Рефлексивная Вселенная Артура Янга (Young, 1976) и его же Геометрия смысла (Young, 1976), Мастера танца У-Ли Гарри Зукава (Zukav, 1979), Наука о разуме: азбука физики сознания Ника Герберта (Herbert, 1979), Квантовый скачок Фреда Вольфа (Wolf, 1981) и Выслеживание дикого маятника Итцака Бентова (Bentov, 1977). Есть еще много других.

13 - Эта концепция динамического вакуума удивительно сходна с понятием метакосмической и сверхкосмической пустоты, которое присутствует во многих системах вечной философии.

14 - Наиболее важные аспекты критики механистической науки представлены в книгах Грегори Бэйтсона Ступени к экологии разума (Bateson, 1972) и Разум и природа: необходимое единство (Bateson, 1979).

15 - Это концептуальное противоречие между механистической наукой и современными революционными разработками в точности повторяет старый конфликт между главными школами греческой философии. Представители ионийской школы в Милете Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и другие считали основным вопросом философии следующее: Из чего состоит мир?, Каково исходное вещество?. В отличие от них, Платон и Пифагор полагали, что основным предметом философии являются форма мира, структура и порядок. Современная наука - явно неоплатоническая и неопифагорейская.

16 - Диссипативные структуры получили свое название из-за того, что они сохраняют постоянное производство энтропии и рассеивают нарастающую энтропию в обмене с окружающей средой. Наиболее известным примером является так называемая реакция Белоусова-Жаботинского, которая заключается в окислении малоновой кислоты броматом в растворе серной кислоты в присутствии ионов церия, железа и марганца.

17 - Книги Эрика Янча Дизайн для эволюции (Jantsch, 1975) и Самоорганизующаяся Вселенная (Jantsch, 1980) послужат прекрасным источником дополнительной информации о разработках, обсуждавшихся выше.

18 - Самым известным примером является анекдотичный случай, описанный Лайолом Уотсоном в книге Нить жизни (Watson, 1980) и получивший название феномен сотой обезьяны. Когда молодая самка японской макаки (Масаса fuscata) на острове Кошима научилась совершенно новому виду деятельности (в прибрежных волнах она отмывала клубни сладкого картофеля от песка и мелких камешков), ее поведение переняли не только ближайшие сородичи, но и обезьяны, живущие на соседних островах, причем количество научившихся этому приему обезьян достигло определенной критической величины.

19 - За последние годы физика быстро приблизилась к рубежу, за которым ей придется явным образом иметь дело с сознанием. Некоторые известные физики считают, что в будущем всеобъемлющая теория материи должна будет включать сознание как неотъемлемую и главную часть. Различные версии этой точки зрения были изложены Ю. Вигнером (Wig пег, 1967), Д. Бомом (Bohm, 1980), Дж. Чу (Chew, 1968), Ф. Капрой (Сарга,1982), А. Янгом (Young, 1976b), С.-П. Сирагом и Н.Хербертом (Sirag, Herbert, 1979).

20 - Клинические данные, на основании которых было сделано это предположение, и логические ошибки данной интерпретации уже обсуждались.

21 - Мудрецы школы хуайен (японская традиция кегон и санскритская аватамсака) рассматривают