А. Колчинъ

Верования крестьян Тульской губернии

свту. Роса образуется отъ теплаго пара и скопившагося газа и садится на траву, кусты и деревья пузырьками, а

17 18

иней образуется изъ теплаго снгу и мги и садится на деревья (Хмелинки). Роса ползетъ изъ земли цлую ночь и только къ утру выползаетъ вся. Оттого утромъ ея больше бываетъ, чмъ ночью. Росы бываютъ полезныя и вредныя. Отъ вредныхъ росъ скотина и человкъ заболваютъ, и вредъ отъ нея переходить на растенiя. Снгъ падаетъ на землю съ горъ. Его разносить оттуда втеръ снговыми тучами, когда тамъ разыграется - расходится нечистая сила и замашетъ своими крыльями. Говорятъ старики, что морозъ производить Морозко сдой старикъ. Куда онъ ни ступить зимой, гд ни тряхнетъ своей бородой, тамъ стужа лютая и пойдетъ. Что деревянныя строенiя и деревья въ стужу трещатъ,—это морозъ играетъ да кнутомъ по стнамъ и деревьямъ похлопываетъ. Въ старину замчали, гд былъ сильный морозъ, тамъ и удары грозовые были сильные и урожай хорошiй. Градъ—это кара Господня за грхи людскiе, кара за то, что народъ станетъ забывать Бога. Чтобы избавиться отъ града и уберечь свой хлбъ въ пол отъ него, надо изрубить освященную вербу въ Вербное воскресенье на кусочки и весной разсять по полю. (Чапкино). Многiе во время града выставляютъ кочергу и помело на крыльцо, первенцы и послдыши въ семь должны три градины перегрызть—и тогда градъ прекратится. Почему это длаютъ—объясненiй не дано.—Одинъ солдатъ уврялъ, что туманъ выходить изъ боковъ большихъ горъ, идетъ сначала густо-густо, какъ изъ трубы, и расходится по всему свту, постепенно рдя. (Протасово).

Въ метель черти играютъ, потому что они радуются, что имъ легко въ это время сбить съ пути-дороги прохожихъ и прозжихъ. Заблудиться можетъ только тотъ человкъ, у котораго на сердц нтъ мыслей о Бог. Въ метель изъ могилъ выходятъ только мертвые колдуны и заводятъ путниковъ, какъ и черти, въ темные лса. Сила ихъ въ метель только до крика первыхъ птуховъ. Посл него они уходятъ опять въ могилу. Если кто сбился съ дороги и не знаетъ, куда хать или итти, то долженъ остановиться и просить Бога, чтобы онъ прояснилъ голову. „Да воскреснетъ Богъ... Отче нашъ...'—эти молитвы защищаютъ отъ чертей и спасаютъ отъ колдуновъ. Снимаютъ верхнюю одежду и стряхиваютъ ее, разуваютъ сапоги и переодваютъ лвый на правую, а правый на лвую ногу и перевязываютъ поясъ узломъ на лвый бокъ,—вс эти средства спасаютъ заблудившихся отъ ги-

18 19

бели въ метель. Многiе говорятъ, что нужно имть кольцо, которое имютъ волшебники, и носить его при себ. Куда бы ты ни зашелъ, это кольцо можетъ вывести на дорогу. Стоитъ только вынуть его изъ кармана и сказать: 'кольцо мое, кольцо, не ударь въ грязь лицомъ' потомъ потри его о правую полу и брось передъ собой. Кольцо прямо покатится на дорогу и выведетъ заблудившагося. (Чапкино).

Во время метели черти играютъ такъ: они выносятъ изъ воды трехгранную дугу, ставятъ ее въ снгъ и начинаютъ прыгать черезъ нее. Дуга эта сдлана изъ чернаго дерева, которое растетъ на дн моря. Потомъ сильне разыграются и начинаютъ катать колесо вокругъ дуги и катаютъ шибко и долго вплоть до конца метели. Наконецъ умариваются, и набольшiй ихъ звонитъ въ колокольчикъ. Черти тотчасъ берутъ дугу и несутъ ее назадъ въ воду на головахъ, потому что это ихъ престолъ, а колесо за дугой катятъ. Колесо у нихъ сдлано изъ зажигательнаго дерева, которое растетъ тоже въ вод, и достать его трудно, такъ какъ оно днемъ засыхаетъ, а только ночью расцвтаетъ. (Чапкино).

II. Духи.

1. Лшiе.

Лшiе живутъ въ лсахъ съ женами, дтьми, отцами и матерями. У нихъ есть для каждой семьи свое особое жилище и въ особомъ лсу. Жилища свои они строго оберегаютъ и для этого держатъ собакъ. Водится также у нихъ свой скотъ. Вс лшiе повинуются своему атаману, самому старшему изъ лшихъ. Онъ ихъ посылаеть повсюду, гд только ему захочется людей посмущать. Въ полночь лшiе со своимъ атаманомъ выходятъ поиграть. Нкоторые мужики и бабы видали, какъ они играютъ. Атаманъ выбираетъ самое толстое и высокое дерево въ лсу, велитъ его лшимъ нагнуть вершиной къ земл и отдаетъ приказанiе вшаться имъ на втвяхъ его внизъ головой, поочереди. Тогда у нихъ идетъ работа бойкая и живая,—каждый работаетъ весело и увертливо, такъ что атаману становится любо, и онъ хвалитъ ихъ за ловкость. Проходитъ полночь, птухи пропли въ первый разъ. Атаманъ велитъ имъ кончить потху и разогнуть дерево. Лшiе мигомъ разгибаютъ дерево и бгутъ вмст съ атаманомъ въ бли-

19 20 жайшiй вершокъ.