А. Колчинъ

Верования крестьян Тульской губернии

какъ вы окрестили меня хлбомъ— то на будушiй годъ будеть хорошiй урожай Хлба'. Этотъ разсказъ упорно держался между крестьянами цлую зиму и полученъ былъ ими съ железной дороги.

6. Радуга.

Радуга— живое существо: она пьетъ воду по повелнiю Божiю изъ морей, и изъ этой воды потомъ образуются тучи, изъ которыхъ падаетъ дождь. Если бы не было радуги, то не было бы на неб и воды. Посылаетъ радугу пророкъ Илiя сказать людямъ, что дождь больше не будетъ; потому то она внезапно появляется и, когда напьется, тоже внезапно пропадаетъ. До всемiрнаго потопа радуга была одноцвтная, а посл него стала разноцвтной. Это служитъ знаменiемъ, что больше потопа не будетъ. Представляютъ радугу и мостомъ, по которому Божiи ангелы восходятъ отъ земли на небо съ душами праведниковъ и нисходятъ на землю для возвщенiя праведнымъ людямъ воли Божiей. Этотъ мостъ-радуга опирается своими концами въ земные колодцы съ водой, изъ которыхъ семью разноцветными трубками вбираетъ воду и проводитъ на небо. Разсказываютъ, что у концовъ радуги около

11 12

колодцевъ находятся большiе клады. Разные цвта радуги объясняютъ освщенiемъ ея двумя свтами—дневнымъ свтомъ и солнечнымъ.

7. Сверное сiянiе.

Северное сiянiе будто-бы происходитъ отъ морозовъ, но это неправда. Сверное сiянiе—это борьба или война злыхъ и добрыхъ духовъ. Об стороны для борьбы между собою сходятся съ такою быстротою, что изъ-подъ ногъ ихъ показывается „полый огонь' (пламя). Огонь этотъ, вырвавшись изъ-подъ ногъ, стремится вверхъ наподобiе столба. Вотъ почему сверное сiянiе и играетъ столбами. Сверное сiянiе не предвщаетъ несчастiя (Протасово), но единичныя заявленiя нкоторыхъ лицъ (Хмелинки, Чапкино, Кукуевка) видятъ въ немъ знаменiе войны между государствами, или холеры, или какого-нибудь другого несчастiя, такъ что на многихъ почтенныхъ стариковъ оно наводить раздумье, унынiе и страхъ. Если сверное ciянie сильно разыграется, то не нужно безпокоить его шумомъ и стукомъ. Пусть оно играетъ и само собою прекращается, такъ какъ тогда оно пред вщаетъ хорошiй урожай. Чтобы не играло сверное сiянiе цлый годъ, нужно на Петровъ день цлую ночь, вплоть до игры солнышка, стучать въ сквороды, заслонки и косы, разъезжать верхомъ на кочерг и помел бабамъ, двкамъ и молодымъ парнямъ, и такимъ образомъ здорово напугать злыхъ духовъ.

8. Затменiя.

Затменiе солнечное и лунное объясняется различно. Одни говорятъ, что солнышко и мсяцъ затмеваются оттого, что они, чередуясь со своими сестрами и братьями, смняются. Въ промежутокъ-то смны и бываетъ отъ солнца солнечное затменiе, отъ луны—лунное затменiе. Другiе объясняютъ затменiя солнца и луны тмъ, что они иногда во время своего пути ворочаются назадъ, домой что-либо сказать своимъ матерямъ, либо сами что-нибудь забудутъ взять съ собою и, спохватившись, возвращаются домой. Третьи толкуютъ, что затменiе происходить оттого, что солнце и мсяцъ сливаются между собою и обращаются въ одинъ темный кругъ. Затменiя бываютъ недолго, много полтора часа.

12 13

Поэтому во время затменiя шумть и стучать не должно. Они и такъ сами вернутся на свою должность, если ушли домой, и разойдутся, если слились. Многiе благочестивые люди въ это время молятся Богу, чтобы Онъ вернулъ свтъ и избавилъ землю отъ мрака.

9. Громъ и молнiя.

Постоянно дьяволъ досаждаетъ Господу Богу, и Господь терпитъ. Но ужъ если нечистая сила сильно раздражитъ Его, то Онъ посылаетъ пророка Илiю на огненной колесниц, въ которую запряженъ огненный конь, поразить или разогнать ее. Пророкъ детъ и поражаетъ. Отъ этого пораженiя и происходитъ громъ и молнiя. Илiя, разъзжая по небу и разя чертей, производитъ колесницею громъ, а молнiя—это огненныя стрлы пророка, или искры съ огненной пылью, что выскаются изъ-подъ копытъ при быстромъ бг коня. Зимой Илiя никуда не здитъ, и потому грома не бываетъ. Съ весны Громъ начинается, и при томъ не всякая гроза является слдствiемъ пораженiя чертей. Весной, напримръ, когда сдлается тепло, души умершихъ праведниковъ соберутся къ пророку Илiи и тамъ бесдуютъ съ нимъ, выражая при бесд своей и заботу о живыхъ людяхъ на земл, чтобы было чмъ имъ жить и питаться. Вотъ Илiя и скажетъ: 'надо пролить дождичка на землю, чтобы хлбушка, трава и всякая овощь уродилась'. Садится онъ на свою колесницу и разъзжаетъ по небу, а на земл отъ этого благодатный, урожайный дождичекъ идетъ.

Пожаръ отъ удара молнiи тушатъ не водой, а парнымъ молокомъ и квасомъ, или ходятъ