Шри Ауробиндо

«ИНТЕГРАЛЬНАЯ ЙОГА» (Часть 3)

до меня самого, я был вынужден так часто возвращаться назад от того, что казалось надежно приобретенным, что только относительно я могу сказать о любой части моей Йоги Это сделано. Все же я всегда обнаруживал, когда я оправлялся от одного из таких откатов, новую спиритуальную пользу, которая могла быть упущена или небрежно забыта, если бы я благополучно остался в моем прежнем состоянии частичного удовлетворения. Сейчас, имея перед собой длинную карту моего продвижения, я в состоянии измерить свой прогресс на каждом шагу, и, особенно, потери, компенсированные общим продвижением, которое было сделано. Окончательная цель далека, но развитие, осуществленное перед лицом такого постоянного и массивного противодействия есть гарантия победы в конце. Но время не в наших руках. Поэтому я отложил нетерпение и неудовлетворенность подальше от себя.

Абсолютная ровность ума и сердца, ясная чистота и тихая крепость во всех членах существа была долго первоначальным состоянием, на котором Сила, настойчиво работающая во мне с неисчерпаемым терпением и неуклонным постоянством воли, отвергла все усилия других сил спешить вперед, пренебрегая первой необходимостью. Где бы что ни нарушилось, она возвращалась за ним и дорабатывала снова и снова слабые точки, как работает человек, терпеливо исправляющий дефекты своей работы. Это кажется мне основанием и условием и для всех остальных. По мере того, как они становятся крепче и полнее, система более в состоянии выдержать прочно и ярко обоснованное восприятие Единого во всех предметах и существах, во всех качествах, силах, происшествиях, во всем этом мире - сознание и действие Его проявлений. Это образует единство и на этом - глубокое удовлетворение и восторг Единства. Это как раз то, что воспринимается нашей натурой наиболее непокорно. Она настаивает на разделении, на дуализме, на печали и неудовлетворенных страстях и бесполезных усилиях, она находит трудным приучить себя ко Всевышней огромности, радости и равновесию - особенно виталические и материальные части нашей натуры. Это они тянут вниз ум, даже когда он принял и долго жил в радости, мире и единстве. Вот почему, я полагаю, люди религии и философии имели такую сильную склонность к особому осуждению Жизни и Материи и стремились спастись бегством, вместо того, чтобы победить. Но победа должна быть завоевана, бунтующие части должны исправить ошибку и быть трансформированы, а не отвергнуты или исключены.

Когда единение хорошо установлено, статическая половина нашей работы сделана, но активная половина остается. Это потому, что Одним мы должны видеть Властелина и Его Силу - Кришну и Кали, как я их именую, используя термины нашей индийской религии. Сила, целиком заполняющая меня и мою натуру, становится Кали и прекращает быть чем-либо кроме Властелина, использующего и наслаждающегося Силой, направляя ее к своим, а не к моим целям, в том, что я называю мною, только как в единичном центре Его вселенского существования, отвечающего этой работе, как душа Душе, принимающего на себя его отражение до тех пор, пока ничего не чувствуется, но Кришна и Кали. Это стадия, которой я достиг вопреки всем возвратам и откатам назад, несовершенная, действительно, в надежности и интенсивности состояния, но достаточно хорошая в качестве общего прообраза. Когда это сделано, тогда мы можем надеяться обосновать в нас надежно действие Его святого Знания и правящего действия Его святой Силы. Остальное есть полное открытие к различным подобным планам его мира действия и подчинения Материи, тела и материального мира закону более высоких небес Правды. На эти вещи, в движении к которым в моем раннем неведении я использовал нетерпеливый нажим вперед прежде, чем удовлетворить первое условие - усилие, однако, было необходимо и осуществило нужные приготовления материальных инструментов - я могу теперь смотреть только как на следующую возможность во все еще отдаленной перспективе.

Надежно владеть Светом и Силой Сверх-разумного существа - это главная цель, к которой Сила сейчас обращена, но остаток старых привычек, интеллектуальных мыслей и умственной воли так упрямо стремятся оставаться, что прогресс затруднен, колеблется и всегда падает назад от небольшого уже полученного достижения. Они более не во мне, они слепы, глупы, механистичны, даже неисправимы, когда ни воспринимают свою некомпетентность, но они толпятся вокруг ума и изливают в него свои предложения всякий раз, когда он пытается остаться открытым только к сверх-разумному Свету и Команде, так что Знание и Воля достигают ума в спутанном, искаженном