Серж Кахили Кинг

Городской шаман (Часть 2)

не справляют праздника Луны, тем более полнолуния. Я не знал, к какой традиции обратиться, но, как шаман, я знал, как правильно построить церемонию. Поэтому я попросил всех взяться за руки и обратился к Луне с молитвой. Затем пришлось благословить бочки, которые они изготавливали в лагере для собственного удовольствия. Я научил их одному заклинанию и закончил церемонию молитвой. Это произвело на них впечатление, и все остались довольны.

Еще один случай произошел в студенческом городке на Среднем Западе, в который я приехал на конференцию. Однажды вечером меня пригласили посмотреть ритуал индейского шамана. Что-то подсказало мне захватить с собой ожерелье из семян kukui и раковину-горн (специальные атрибуты), повязать на лоб повязку и одеть рубашку-алоха (ритуальную одежду). Когда я прибыл на место, там уже стояли, взявшись за руки, около ста человек (выделение места действия). Как только они увидели меня, они попросили меня войти внутрь круга вместе с оказавшимся здесь же шаманом-хасидом.

Индеец начал с громкого клича (мощное начало), а потом затряс своей погремушкой и стал перечислять семь сторон света, сначала на родном языке, а потом по-английски. Вслед за ним то же проделал хасид, аккомпанируя себе на тамбурине и произнося слова на иврите и английском. Мне пришлось присоединиться к ним, слова я произносил на гавайском и английском и трубил в раковину. В тот вечер у меня болела губа, и звук выходил не тот, что всегда, но публика не обращала на это никакого внимания. Церемония развивалась по знакомому сценарию: завязка, развитие и финал, и действие проходило с периодической сменой главных действующих лиц. Индеец увлек всех в танец - шаг вперед, шаг назад - а сам кружился внутри круга, размахивая своей погремушкой. За ним в пляс пустился хасид, грохоча тамбурином, а все участники подпевали ему на иврите. Затем настал мой черед. Я должен был продолжить в том же ключе, иначе бы все испортил, но в гавайской традиции не было ничего подобного. Тогда я, как истинный шаман, начал импровизировать. Прежде всего я заставил их распевать семь принципов гавайского шаманства, пританцовывая на месте, а сам прошелся по кругу в танце, отдаленно напоминавшим хулу. Ритуал закончился на той же ноте, что и начинался. Зрителям понравилось. Он произвел на них впечатление, потому что все условия были соблюдены.

Даже свои занятия я провожу как ритуал. Мы начинаем с формальной церемонии, благословляя место занятий. Перед этим, где бы оно ни проводилось, мы обводим его кругом. Я стараюсь оформить его в гавайской традиции, и на занятиях всегда звучит гавайская музыка. Одет я подобающим образом: на голове повязка, рубашка-алоха, ожерелье, в руках жезл. Занятия строятся так, чтобы их порядок был знаком и предсказуем, таким образом через включенность каждого достигается необходимое эмоциональное воздействие. И, естественно, занятия оканчиваются мощным формализованным финалом. Ритуальная основа позволяет значительно повысить качество обучения.

Предлагаю следующий план проведения ритуала:

1. Подготовка. На этом этапе вы готовите все необходимые инструменты и одежду, развешиваете декорации, подбираете музыку, продумываете все ходы ритуала и 'огораживаете' место для его проведения. Большой ритуал может потребовать недели на подготовку. Может случиться, что вас, как когда-то меня, попросят провести его тотчас. Если вы прочли эту главу, у вас не возникнет никаких проблем. Своих учеников я предупреждаю за день о том, что нам предстоит провести ритуал. На занятии на непосредственную подготовку я отпускаю от пяти до пятнадцати минут. Если они успели усвоить основные правила ритуала, результат, как правило, бывает довольно неплохой.

2. Начало. Мощным началом может быть все - театральный жест, слова молитвы и приветствия, музыкальное вступление или некая процедура знакомства. Самое удачное начало я наблюдал на конференции в Новой Зеландии. Это был модифицированный вариант церемонии народа маори. Все происходило на открытом воздухе, хозяева выстроились в ряд на одном конце лужайки, а гости -на другом. Хозяева в несколько формализованной манере, нос элементами импровизации, стали по очереди обращаться с приветствием к земле и своим гостям. Гости, кто желал, стали отвечать на приветствия. Затем, гости друг за другом прошли вдоль ряда хозяев, обнимая и знакомясь с каждым. При этом те, кто уже обошел ряд, становились в него, таким образом все перезнакомились друг с другом, и хозяева с гостями, и гости между собой. Хотя процедура и заняла много времени, она была довольно