Кандыба Виктор Михайлович

Сверхвозможности человека (Часть 2)

(умственная или физическая) не связана с обычным нормальным волеизъявлением, которое в данном случае не может быть ни инициирующим, ни поддерживающим фактором. До тех пор пока ученые не поймут до конца механизм целенаправленного внимания, исчерпывающее объяснение таких явлений, как аутонография, медиумический транс и истерическая диссоциация, не представляется возможным.

Иногда автоматическому письму предшествует разговор, т.е. субъект в устной форме задает вопросы духу, воспроизводя ответы письменно. Здесь уместно привести случай Соал, чей интерес к физическим исследованиям заставил его обратить внимание на спиритизм. Поэтому он не был особенно удивлен, когда вдруг обнаружил в себе склонность к аутонографии. Все произведения были якобы продиктованы духом

поэтессы Викторианской эпохи по имени Маргарет Белей.

Соал, естественно, не мог согласиться с этим утверждением, поскольку считал, что псевдоличность, появляющаяся в написанных произведениях, есть порождение его собственного сознания. Наряду с этим он был готов поверить, что знания могли быть приобретены путем телепатии и ясновидения. Его рука

сделала все возможное, чтобы убедить скептически настроенного хозяина в том, что он заблуждается, отрицая авторство духа. Запись вопросов, задаваемых Соал и ответов духа демонстрирует степень, до которой собственные диссоциируемые процессы могут вводить в заблуждение личность пишущего. Знакомство с ней заставляет думать о том, что она действительно отражает разговор двух совершенно разных людей. Аргументы, отговорки и уловки псевдоличности, настаивающей на своем авторстве и существовании в виде духа умершей поэтессы, хотя и наивны, но характеризуются ярко выраженной индивидуальностью. Сам Соал мало что мог сказать о жизни Маргарет Велей и ее творчестве. Таким образом, совпадение полученных при аутонографии сведений с реальными фактами, действительно, является достаточно убедительным аргументом в пользу получения информации с помощью телепатии или ясновидения. Однако более правильным, вероятно, следует считать, что в основе данного феномена лежит криптомнезия, которая рассматривается как внезапное возрождение забытых воспоминаний, опыта, факторов. При этом субъект неспособен воспроизвести в памяти источники информации и обстоятельства, при которых она была получена. Диссоциация еще сильнее углубляет это состояние. В этом и заключается причина того, что многие люди, будучи не в состоянии вспомнить источники информации, приписывают все действию своих психических сил, избегая термина магия.

Нередки случаи, когда запись ведется почерком, отличным от почерка субъекта. Это трактуется сторонниками спиритизма как еще одно доказательство в пользу авторства духа. Однако не следует забывать, что суггестия может так же легко заставить индивидуума изменить манеру написания букв. Феноменом, примыкающим к аутонографии следует считать уже упоминавшийся выше вербальный автоматизм, который достаточно распространен среди больных с психозами. Однако в отличие от истериков здесь процесс является скорее механическим, нежели интеллектуальным. Вербальный автоматизм истериков можно рассматривать как мостик между аутонографией и изречениями медиумов в состоянии транса. Такие широко известные феномены, как одержимость дьяволом, различные виды экстаза и т.д., часто сопряжены с определенной степенью вербального автоматизма с последующей амнезией. Известны случаи истерического вербального автоматизма, когда индивидуум осознает, что он говорит, будучи в то же время неспособным заставить свой речевой аппарат бездействовать или контролировать свой поток мыслей. На свете можно найти очень много людей, которые никогда бы не говорили автоматически. Так, спящий, который произнес во сне какие-то слова, был бы удивлен, узнав, что психологические процессы, лежащие в основе этого явления и одержимости дъяволом, мало чем отличаются друг от друга.

О творчестве

По утверждению В.И.Вернадского, условием творческой деятельности личности должно быть наличие у нее определенных возможностей. Вот они:

1. Проводить детальный анализ.

2. Видеть за частным общее.

3. Не ограничиваться описанием явлений, а глубже исследовать их сущность и связь с другими явлениями.

4. Не избегать вопроса почему.

5. Собирать как можно больше сведений о предмете исследования из материальных источников (преимущественно научных), обращаясь к оригиналам.

6. Прослеживать историю идей.

7. Изучать общие закономерности научного познания (думать о том, как думаешь).

8. Связывать изучаемую науку с другими областями