Кандыба Виктор Михайлович

Тайны колдовской силы

находится колдовская субстанция, является тонкая кишка. Азанде говорили мне: 'Азанде думают, что колдовство находится внутри человека. Когда в прошлом они убивали человека, то разрезали ему живот, чтобы по смотреть, нет ли там колдовского вещества. Если находили в животе колдовское вещество, то говорили, что человек был колдуном. Азанде думают, что колдовское вещество представляет собой круглую вещь, находящуюся в тонкой кишке'.

Условия, при которых производилось вскрытие до прихода евро пейцев, неясны. По сообщению одного из моих информаторов, Гбару, вскрытия были обычными в древней культуре Мбому, а трудности по явились только во время Гбудви. Возможно, это была древняя практи ка, которая постепенно стала исчезать по мере усиления политической власти рода авонгара, но возродилась в своем прежнем значении после нашествия европейцев. Как сообщили мне все, с кем я разговаривал, король Гбудви не поддерживал практики вскрытия. Онтози рассказал мне, что, когда один из его соседей осуществил вскрытие своего род ственника, объявленного колдуном оракулом Гбудви, Гбудви заявил, что если он еще когданибудь увидит этого человека, то самому ему раз режет живот. Повидимому, Гбудви заметил, что эта практика противо речит закону, и постановил считать приговор своего оракула оконча тельным. Если его оракул объявил коголибо виновным в убийстве по средством колдовства, то этот человек безусловно виновен, и не нужно прибегать к проверке посредством вскрытия трупа после смерти обви няемого. Вскрытие официально не признавалось, и человек, предпри нимавший посмертную проверку лица, обвиненного оракулом Гбудви или его представителем, рисковал вызвать серьезное неудовольствие короля.

Однако иногда, когда колдуна наказывают без королевского вме шательства, вскрытия производятся. Иногда родственник умершего че ловека действует в соответствии с вердиктом своего собственного ора кула и мстит колдуну, не ожидая подтверждения со стороны королевс кого оракула. В этом случае его действия не считаются правомерными, и если родственники жертвы мщения смогут показать, что в ее животе не было колдовской субстанции, они имеют право требовать компенса ции в королевском суде от того человека, который превысил свои пол номочия.

Азанде королевства Гбудви говорят, что в королевствах Вандо, Марингинду, Эзо и Тембура вскрытия проводятся гораздо чаще и их количество сильно увеличилось даже в королевстве Гбудви в период анархии, последовавшей за его смертью и завоеванием его королевства. Производилось вскрытие тех людей, которые еще при жизни заплатили компенсацию за убийство. Родственники этих людей хотели бы возвра тить уплаченную компенсацию и доказать свою собственную неприча стность к колдовству. Можно было произвести вскрытие сыновей или братьев, поскольку полученные свидетельства в этих случаях эквива лентны. Ведь если человек был колдуном, то и сын его также колдун. Но когда посмертно или еще при жизни доказывается невиновность че ловека, возникает ненормальная правовая ситуация, ибо человек уже уплатил компенсацию за убийство. Мне неизвестно, каким образом разрешаются такие вопросы в других королевствах азанде после евро пейского завоевания. Во время правления Базонгода, старшего из сы новей Гбудви, оставшихся в живых ко времени его смерти, их разреша ли, не обращаясь в европейские трибуналы, т. к. сыновья Гбудви счита лись с ними не более, чем их отец.

Онтози рассказывал мне, что уже после смерти Гбудви произошел один случай, который вызвал удивление и остался непонятным. Некий человек в государстве принца Базонгода был обвинен в убийстве по средством колдовства и уплатил компенсацию за убийство. Через неко торое время он умер, его родственники вскрыли ему живот и не обнару жили там колдовства.

С другой стороны, вскрытия людей, принадлежащих добропоря дочному роду, но обвиненных в мелких колдовских действиях, не тре бующих платы за причиненный ущерб, могли быть довольно распрост раненными даже до европейского завоевания и в значительной мере сохранились после него. Мекана, которому было не более тридцати лет, видел три таких вскрытия.

Человек, которого часто обвиняли в колдовстве, даже если при этом ему не приписывали убийства, почувствовал бы себя беспричинно оскорбленным. При этом и на весь его род легла бы тень подозрения. Поэтому он приказал бы своим сыновьям вскрыть его тело перед похо ронами, чтобы установить, насколько были оправданы эти нападки на честь его рода. Если бы ктото из сыновей умер раньше его, он сам со вершил бы вскрытие его тела. Азанде мыслят