Александра Давид-Ноэль

Мистики и маги Тибета. (Часть 2)

своих коллег. Они тренируются, делая дыхательную гимнастику по системе йогов. Гимнастика эта состоит в том, что тренирующийся принимает определенные позы во время выполнения различных способов вдыхания, задержки и выдоха. Тсхам-па часто тренируются совершенно голыми, и форма живота во время задержки дыхания служит одним из признаков, позволяющих судить о степени приобретенной учеником квалификации.

Тибетцы утверждают, что помимо физических способностей (некоторые из них были описаны в предыдущей главе), овладевшие техникой вдыхания достигают победы над страстями, гневом, плотскими желаниями и обеспечивают себе безмятежность, склонность к размышлению, пробуждение духовной энергии.

'Дыхание - лошадь, дух - всадник', - говорят мистики Тибета. Нужно, чтобы лошадь была покорна. Но дыхание также влияет на тело и на дух, из чего следуют два метода: самый легкий, усмиряющий дух через дыхательный процесс; и более суровый - регулировать дыхание, добиваясь спокойствия духа.

К дыхательным упражнениям, повторяемым по нескольку раз в день, затворник часто присоединяет медитацию-созерцание, прибегая к помощи 'кйилкхоров' (магических кругов). Кйилкхор - вид диаграммы, начертанной на бумаге или ткани, или же выгравированной на камне, металле или дереве. Некоторые 'кйилкхоры' изготовляют при помощи маленьких флажков, светильников, ароматических палочек, 'торма', сосудов, наполненных различным содержимым и т.п. и изображают целый мир в миниатюре. Но участвующие в них персонажи и окружающие их аксессуары обычно представлены аллегорически. Например, божества или ламы изображаются в виде маленькой пирамиды из теста, именуемой 'торма'. 'Кйилкхоры' чертят также на досках или на земле сухими порошкообразными красками. В одной из четырех высших школ крупных монастырей Тибета, а именно в школе 'Гиюд', монахам преподают искусство составления разнообразных кйилкхоров. Существует множество их разновидностей. В монастырях 'Сакья-па' я видела кйилкхоры по крайней мере трех метров в диаметре. Они нарисованы порошкообразными красками и закреплены маленькими палочками, что дает возможность наносить краски слоями различной толщины. Таким образом получается рисунок, напоминающий рельефные географические карты. Эти гигантские колеса заключаются в ограду из дерева или раскрашенного картона, изображающую крепостные стены с воротами. В надлежащих местах располагают алтарные светильники и маленькие флажки.

Трапа, желающие достичь совершенства в этом виде архитектуры, тратят годы на изучение ее законов. Ламы утверждают, будто малейшая ошибка в рисунке, красках, размещении действующих лиц или окружающих предметов может навлечь страшные несчастья, так как 'кйилкхор' - магическое средство и обращается против неумелого профана. Нужно добавить, что никто не смеет строить или чертить 'кйилкхор', не получив предварительно специального посвящения, причем каждая разновидность 'кйилкхора' требует соответствующей степени посвящения. 'Кйилкхор', сооруженный непосвященным, останется мертвой вещью, не имеющей силы. Вообще, знанием символического значения 'кйилкхоров' и искусством им пользоваться обладают только немногие ламы, удостоенные высших степеней посвящения. Естественно, что 'кйилкхоры' сложной конструкции или больших размеров в тсхам-кхангах не встречаются. Здесь формы и диаграммы 'кйилкхоров' чрезвычайно упрощаются. Кроме того, тайные 'кйилкхоры' мистиков отличаются по форме от 'кйилкхоров', изготовляемых в монастырях-гомпа.

Вероятно, в самом начале своего духовного воспитания послушник получает от учителя-ламы необходимые указания для построения диаграммы, предназначенной выполнять функции того, что тибетцы именуют 'тен' (опора, предмет, привлекающий и фиксирующий внимание). В центре 'кйилкхора' помещают центральную фигуру - божество или бодхисаттву (главное действующее лицо). Вокруг него представляют мир, в котором это лицо предположительно обитает, и существа, этот мир населяющие, изображая их материальными средствами - фигурами или другими символами, уменьшающими эффект абстрактности. Ученик должен научиться четко распознавать разнообразные образы. Сперва он будет прибегать к помощи вычитанных в книгах описаний внешности божества, его одеяния, поведения, вида его жилища, местности, где оно расположено и т.д. Но со временем тсхам-па уже не нужно будет припоминать подробности, соответствующее представление возникает само собой, непроизвольно, как только он усаживается перед 'кйилкхором'. Многие ученики, добившись таких результатов, почивают на лаврах, вполне довольные своими успехами