Перевод с английского С. Головой и А. Го

Энциклопедия: Кельтская мифология (Часть 1)

от него, и набрал полную чашу воды. Наутро он вернулся в приют со своей драгоценной добычей, стоившей таких громадных трудов, но обнаружил, что все защитники были перебиты, а двое нападавших даже затеяли между собой драку за голову Конэйра. Мак Кехт одним ударом отрубил голову одному из них, а в другого, пытавшегося было убежать, унося с собой голову Конэйра, метнул огромную каменную глыбу; Ройник умер на месте, а Мак Кехт, подняв голову несчастного короля, влил ей в рот воду из чаши. И голова ожила и заговорила, поблагодарив героя за этот прощальный подвиг.

Через какое-то время на поле боя появилась женщина. Она увидела, что Мак Кехт лежит без сил, истекая кровью.

- О женщина подойди ко мне, - позвал ее Мак Кехт.

- Я не смею тронуться с места, - отвечала та, - ибо ужасно боюсь тебя, грозный воин.

Но он продолжлал умолять ее, проговорив:

- Видишь ли, я не знаю, кто там - овод, муха или равен - пьет мою кровь и грызет рану...

Приглядевшись женщина увидела огромного волка, по самые плечи вгрызшегося в рану героя. Она схватила его за хвост и потянула прочь, так что у того вмиг оторвались челюсти.

- Поистине, - заметила женщина,- если это и муравей, то из Страны Великанов.

Мак Кехт тотчас схватил волка за горло, а другой рукой ударил его в лоб, так что тот издох на месте.

Конец этой истории исполнен поистине героического напряжения. Коналл Кирнах, как мы уже знаем, после смерти короля сумел прорваться сквозь кольцо врагов и поспешил в Тетлин. Там он увидел своего отца, Аморгина, в саду перед его дуном. На руке Коналла, в которой он держал щит, было трижды по пятьдесят ран oт копий. Герой вернулся в Татлин с половинкой щита, мечом и сломанными копьями.

- Да, ловки волки, так отделавшие тебя, сынок, - заметил отец.

- Всему виной, о почтенный герой, злоба и старинная вражда между нами, воинами, - отвечал Коналл.

- А твой господин жив? - спросил Аморгин.

- Увы, его больше нет среди живых, - отозвался сын.

- Клянусь богом, как клянутся все славные воины Ольстера: тот трус и предатель, кто покидает поле боя живым, оставив своего господина в лапах смерти.

- Взгляни, почтенный герой: на моих ранах еще не высохла кровь, - возразил Коналл. Он показал отцу свою истерзанную руку, со следами трижды пятидесяти ран от копий. Другая рука, не прикрытая щитом, была сплошь из рублена, изрезана и окровавлена и не отделилась от тела героя лишь благодаря его крепким сухожилиям. - Да, эта рука недавно потрудилась на славу, сын, мой, - заметил Аморгин.

- Да, это правда, - отвечал Koннал Победоносный- Многих она напоила смертным вином нынче ночью у врат приюта.

Так кончается история Этэйн, разгрома Страны Фей и их беспощадной мести праправнуку Верховного короля Эохаидха.

Глава 12.

ИРЛАНДСКАЯ ИЛИАДА

Эбер и Эремон, сыновья Мил Эспэйна и победители богов, открывают собой новый ряд персонажей гэльских преданий - ранних ирландских королей-'милесиан'. И хотя монахи-хронисты не жалели усилий, пытаясь явить реальную историческую основу в преданиях о героях, они выглядят столь же мифическими, как и бoги клана Туатха Де Данаан. Первым из них, имевшим наименее ощутимую связь с действительными событиями, Тайгермас, правивший спустя добрую сотню лет nocле прихода сынов Мил Эспэйна. Он был из числа тех repoeв, которых принято именовать 'королями - носителями культуры', и сыграл для Ирландии примерно такую роль, какую сыграл Тесей для Афин или Минос для Крит. В годы его правления на острове появилось девять новых озер, и целых три реки вырвались из подземных глубин, чтобы напоить своей водой Эрин. Под его покровительством жители Эрина научились выплавлять золото, делать роскошные украшения из золота и серебра и окрашивать ткани в самые разные цвета. Согласно легенде, он таинственным образом исчез вместе с тремя четвертями своих воинов во время друидического моления перед идолом Кромм Круахом на поле Маг Слехт. По словам Диннсенхуса Маг Слехт,

Явился Тайгермас,

Тот самый принц-правитель Тары,

На Хэллоуин со множеством людей;

Но дело плохо кончилось для них.

И пали люди Банбы,

Не проявив ни мужества, ни силы,

Вкруг Тайгермаса, что явился с севера,

Жестоко поплатившись за почитанье Кромм Круаха.

Как я узнал от стариков,

За исключеньем четверти последней,

Никто из гэлов, в западню попавших,

Не вырвался живым из пасти смерти.