Шри Ауробиндо

Мысли и афоризмы

забот. Эрос, в греческой мифологии бог любви (Эрот). Аполлон, олимпийский бог, объединяющий в себе ряд черт как благодетельных, так и губительных; он стреловержец, губитель, целитель, порицатель, блюститель гармонии, покровитель искусств, особенно музыкальных.

Агни, в индийской мифологии бог огня, домашнего очага, жертвенного костра, один из главных богов древневедического ритуала, его основная функция - посредничество между людьми и богами, олицетворяет само пламя, горение и божественную устремленность, выражает всеобъемлющее начало, пронизывающее мироздание.

Сурья, в индийской мифологии солнечное божество, часто олицетворяет космическое солнце, изливает свет, разгоняет тьму.

306. Шанкара, знаменитый индийский философ 18 в. создатель школы строгого монизма, рассматривал мир как Иллюзию, Майю.

Во всех трех случаях, перечисленных здесь, когда Бог смеялся над Шанкарой имеется в виду не суть его поступков, а то, что он каждый раз отступал от собственного мировоззрения, совершая действия, которые никак не совместимы с представлениями об иллюзорности мира.

326. Саниясин, бродячий монах в Индии.

338. В индуизме Рама и Кришну считаются аватарами (воплощениями) Вишну. Данные сюжеты заимствованы из эпоса Рамаяны и Брахмавайварта-пурани.

356. Брахманы, кшатрии, вайшью и шудры образуют катурварну, четырехскладную сословную структуру древнеиндийского общества. Впервые они упоминаются в Ригведе, где их происхождение трактуется как символическое отображение Бога, Пуруши: ...его рот стал брахманом, руки сделались раджанья (кшатриями), его бедра - вайшья, из ног произошел шудра. Со временем чисто символический смысл этих образов закрепляется за представителями сословных групп общества: брахманы представляют жречество, кшатрии - феодалов, воинов, вайшью - торговцев и ремесленников и наконец шудру - слуг. Мысль об исторической ретроспективе варны, использованная в данном афоризме, была раннее высказана Вивекананадой.

361. Калиюга, в индийской мифологии обозначает последнюю, завершающую часть мирового периода махаюги, т. е. большой юги, которая делится на четыре части: сатья или критаюга, трета-юга, двапараюга и калиюга. Эта последовательность знаменует постепенное падение нравов и угасание добродетели, достигающее своего предела в калиюге, когда торжествует зло, после чего цикл повторяется. Дакшана, дар, подносимый жрецу-брахману или пандиду.

368. Ведантой называют эпоху создания поздних Вед (VII-VI в.в. до н. э.). К Веданте относят так называемые Брахманы, содержащие описание ритуальных обрядов, а также Упанишады, которые, в известном смысле, представляют собой комментарии к Ведам.

386. ...костыль соглашения, протянутый из минерального и растительного царства, т. е. обращение к силам, господствовавшим на земле до появления разумного существа, человека, это означает, по существу, обращение к силам тьмы и мрака, соглашение с ними, т. е. предание своей природы под их иго, вместо того, чтобы обращаться к духовным силам, которые не только исцеляют, но и преображают человеческую природу.

393. Гален, Клавдий - (131-200 гг. н. э.), знаменитый римский врач, анатом, физиолог и философ.

Гиппократ, древнегреческий врач и философ, жил 460-377 гг. до н. э.

397. ...не в качестве эксперимента, со спокойной и непоколебимой верой в свои недуги, т. е. когда за действием стоит безответственное решение, предполагающее при неудаче отступление назад, вместо безоговорочной и полной сдачи себя в руки Бога.

404. В данном случае под отступлением назад имеется в виду популярная идея о возвращении человека назад к условиям нецивилизованной жизни и слиянию с природой, что означало бы его возвращение в свое эволюционное прошлое. Но эволюция не может дать задний ход, а человек вернуться к прошлым формам жизни, он должен преодолеть искусственно созданные трудности посредством духовной силы, которая способна изменить, трансформировать всю его природу, в этом состоит один из главных аспектов учения Шри Ауробиндо.

Бхакти

408. В данном афоризме использован традиционный мифологический образ Кришны-пастушка, играющего на свирели.

411. Принцип женского божественного начала находит чрезвычайно широкое и глубокое выражение в Индуизме, а также в йоге и философии Шри Ауробиндо; с ним отождествляется Сознание-Сила Всевышнего или Божественная Шакти как всемирная Мать. Она, с одной стороны, является прародительницей всего сущего, а с другой стороны неотъемлемой частью самого Бога, обращенной к Его самовыражению и творению; она же составляет суть Его Природы (Пракрити) в своей космической