Шри Ауробиндо

Мысли и афоризмы

был Рамакришна? Бог, проявленный в человеческом существе; но за всем этим существует Бог в себе бесконечный, безличный и Его универсальная Личность. А кто был Вивекананда? Стремительный луч из глаза Шивы; но за всем этим есть божественное око, откуда изошел как он, так и сам Шива и Брахма и ОМ всего сущего.

159. Тот, кто не признает Кришну за Бога в человеке, не знает полностью Бога; тот, кто знает лишь Кришну, не знает даже самого Кришну. И все же существует другая правда, также всецело истинная, если вы в состоянии узреть всего Бога в малом, тусклом, неприметном и лишенном аромата цветке, то дано вам овладеть Его высшей реальностью.

160. Остерегайся бесплодной западни пустой метафизики и сухой пыли невздобренного интеллекта. Только то знание является ценным, которое может быть обращено в восторг жизни и включено в темперамент, действие, творчество и бытие.

161. Становись и живи знанием, обретенным тобой; это и будет познанием живого Бога в тебе.

162. Эволюция не завершена; разум не есть последнее слово, мыслящее животное не есть высший идеал Природы. Также как человек произошел от животного, так и от человека произойдет сверхчеловек.

163. Способность строго соблюдать закон есть основа свободы; поэтому, как правило, душа должна выдержать и исполнить закон в своих низших представительствах, прежде чем сможет подняться до подлинной свободы своей божественной сути. Отношения изначально свободные предназначены только для тех могущественных индивидуумов, которые естественно свободны или обрели основу для своей свободы в прежней жизни.

164. Те, кто несовершенны в свободном, полном и разумном соблюдении самопроизведенного закона, подлежат подчинению воли других. В этом единственно принципиальная причина зависимости наций. После того как их расстроенный эгоизм попран стопами завоевателя, им предоставляется или, если они сохранили силу в себе, ими обретается новый шанс быть достойными свободы благодаря свободе.

165. Соблюдать закон скорее установленный самими, чем другими, - вот, что подразумевается под свободой в наших непреобразованных условиях. Только в Боге и при верховенстве духа мы в состоянии наслаждаться совершенной свободой.

166*. Двойственный закон греха и добродетели на нас наложен постольку, поскольку мы не владеем тем идеалом жизни и знания, в пределах которого душа спонтанно и непогрешимо осуществляет свое самоисполнение. Закон греха и добродетели исчезает для нас, когда луч Бога озаряет душу истиной и любовью с их подлинным великолепием. Моисей замещается Хрястом, а Шастры - Ведами.

167. Бог изнутри всегда ведет нас верно, даже когда мы опутаны цепями невежества; но при этом, хотя цель и верна, достигается она окружным путем и с отклонениями.

168. Крест в йоге - символ души и природы в их нерушимом и совершенном единстве, но в результате нашего падения в трясину невежества, он стал символом страдания и очищения.

169. Христос пришел в мир для его очищения, а не исполнения. Он сам предрек неудачу своей миссии и необходимость возвращения в мир, который отверг его, с Божественным мечом.

170*. Миссия Магомета была необходима, иначе бы мы не могли почивать, превознося наши усилия по самоочищению, полагая, что земля предназначена только для монахов, а города созданы как преддверие в пустыню.

171*. Когда говорят, что Любовь и Сила вместе смогут спасти мир окончательно, то подразумевают не отдельно взятую только Любовь или Силу. Поэтому Христос наперед предвидел второе пришествие и религию Магомета, являющуюся не застоем, а движением вперед от Имамов к Махди.

172*. Закон не в состоянии спасти мир, поэтому заветы Моисея мертвы для человечества, а Шастры Брахман прогнили и угасли. Затон свободного волеизъявления является освободителем. Не Пандит, а Иогин; не монашество, а внутреннее отречение от желаний, невежества и эгоизма.

173*. Однажды, в состоянии сильного эмоционального возбуждения, Вивекананда допустил ошибочный вывод о том, что личность Бога стала бы тоже аморальной, будучи страдающей, обязывая тем самым всех добрых людей сопротивляться Ему. Но если всемогущая Воля и Разум, стоящие выше морали, правят миром, то определенно невозможно сопротивляться Ему; ибо наше сопротивление служило бы только Его целям и в действительности было бы обусловлено Им. Не лучше ли тогда вместо осуждения и отрицании научиться понимать Его?

174. Если мы желаем понять Бога, то должны отречься от своего эгоизма и невежественных человеческих представлений или прежде облагородить и обобщить их.

175. Разве из того, что добрые гибнут, а злые живут