parkis

Качество и духовность Прикосновение к проблеме

личных и общественных ценностей.

Николай Рерих, например, придавал решающее значение красоте как фактору прогресса и развития культуры, качественной деятельности и улучшения качества продуктов труда.

Русский мыслитель XIX в. Н.Я. Данилевский однажды заметил: «Красота есть единственная духовная сторона материи, следовательно, красота есть единственная связь двух основных начал мира. То есть красота есть единственная сторона, по которой она (материя) имеет цену и значение для духа — единственное свойство, которому она отвечает, соответствует потребностям духа и, которое в то же время совершенно безразлично для материи как материи. И наоборот, требование красоты есть единственная потребность духа, которую можно удовлетворить только материей». Эти размышления он образно заканчивает так: «Бог пожелал создать красоту и для этого создал материю» (Н.Я. Данилевский «Россия и Европа», Спб.: «Глаголъ», 1995, XXXII).

В основе прекрасного, красоты лежит множество свойств. Одним из главных, существенных, является гармония. Как известно, этот термин происходит от греческого harmonia (стройность, связь, соразмерность) и как явление означает соразмерность частей, слияние различных компонентов объектов в единое органичное целое.

В древнегреческой философии гармония виделась противостоящей хаосу, ее проявлением считалась организованность вселенной, космоса. Гераклит углубил понятие гармонии, объясняя ее как единство противоположностей: «Враждующее соединяется из расходящихся — прекрасная гармония, и все происходит через борьбу» (Аристотель. Никомахова Этика. VIII, 2, 1155 в 4). Таким образом, по Гераклиту, гармония — не просто внешнее объединение разрозненных элементов (для нас — свойств качества продукции или блоков систем управления качеством), а их внутреннее единство. Он говорил: «Скрытая гармония сильнее явной» (Ипполит, Ref., IX, 9).

Аристотель рассматривал гармонию как единство и завершенность целого, как единство в многообразии. Платон придал понятию гармония социально-нравственное значение. Он говорил о гармонии как о совокупности достоинств человека-гражданина, проявляющихся в его физическом облике, поступках, речах, создаваемых им произведениях (см. «Государство», III, 400 Е — 401 А).

Считается, что развернутую теорию гармонии дал Гегель. Он, в частности, сказал: «Гармония представляет собой соотношение качественных различий, взятых в их совокупности и вытекающих из сущности самой вещи» («Эстетика», т. 1, М.: Мысль, 1968, с. 149).

Явлению «гармония» противостоит ее антипод — дисгармония как форма выражения нарушения равновесия, расстройства, разлада, возникновения разного рода неприятных коллизий, в том числе и некрасивости. То, в чем проявляется дисгармония, уже не воспринимается как качественное.

Толкование понятия «гармония» дает нам возможность не только еще раз укрепиться в приверженности комплексному подходу к управлению качеством и рассмотрению качества продукции как совокупности различных свойств, но и протянуть нить к духовности, одухотворенности качества.

ЭТИКА, ЭСТЕТИКА И ДИЗАЙН

В связи с разработкой проблематики духовности и качества возникает ряд вопросов эстетического и этического характера. Эстетика как наука вторгается в две взаимосвязанные области:

в изучение категории эстетического как специфического проявления ценностного отношения человека к окружающему его миру, в том числе и предметному;

в осмысление художественного творчества людей.

Обе области эстетики развивались параллельно в тесном взаимовлиянии. В разное время то одной, то другой отдавался приоритет. В настоящее время, думается, установилось пропорциональное равновесие, и наступает период активизации практического применения достижений каждого из этих направлений в деятельности по улучшению качества продукции.

Эстетика и ее ветви, такие как техническая эстетика, эргономика, реализуются в деятельности по удовлетворению и личных, и производственных потребностей, в создании современной промышленной продукции.

Художественная деятельность все теснее связывается с улучшением качества продукции народных промыслов, высококачественной одежды, ювелирных изделий, посуды, полиграфической продукции и многих других изделий бытового назначения.

В связи с развитием квалиметрических методов открываются практические возможности для оценки и измерения психофизиологических и эмоциональных реакций, связанных с восприятием свойств качества продукции, так или иначе влияющих на духовное, эмоциональное