parkis

Качество и духовность Прикосновение к проблеме

Качество и духовность. Прикосновение к проблеме.

Объединяя два таких поистине величественных понятия, как Качество и Духовность и вынося проблему их единства на научное обсуждение, мы понимаем сложность предпринимаемого шага. Было бы с нашей стороны легкомысленно и безответственно претендовать хотя бы даже на попытку разрешить основной вопрос философии о соотношении духа и материи. Мы люди — и не будем замахиваться на божественный акт творчества в высшем смысле этих слов. В то же время ученые и специалисты по качеству не должны уходить от разработки вопросов, которые доступны для научного осмысления и разрешения, в интересах более полного и глубокого удовлетворения человеческих потребностей, более совершенной и эффективной организации работы в рамках систем управления качеством.

КАЧЕСТВО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ДУХОВНОСТЬ

Много лет занимаясь профессионально деятельностью в области качества, начинаешь все острее ощущать и понимать, сколь велико духовное начало в создании качественного продукта и в его эффективном использовании. Можно наблюдать, как у людей, «одержимых качеством», созидательное творчество преобладает над утилитаризмом и прагматизмом. Эта тенденция в последнее время находит свое выражение во все более широком использовании идей и достижений технической эстетики, дизайна, эргономики, во все большей гуманизации систем управления качеством.

Вместе с тем, целеустремленному изучению и освоению единства природы духовности и качества, познанию объективных закономерностей и субъективных особенностей их взаимодействия в работах по управлению качеством уделяется пока незаслуженно мало внимания.

Проблематика духа для ученых и специалистов в области качества представляет огромный творческий и практический интерес со многих точек зрения, в том числе с позиции понимания этической и гуманистической составляющих свойств качества продукции. Не меньший интерес представляет этическая сторона деятельности и взаимодействия людей в рамках систем управления качеством.

Перед научно-технической общественностью возникает принципиально новая задача — приступить к активной разработке проблем качества продукции, товаров и услуг в контексте их единства с содержательной сущностью духовности.

Здесь открывается огромное поле теоретической и практической работы, требующей специальных усилий.

Разрабатывая проблемы качества и духовности, важно в числе других проблем очертить области и установить объекты, применительно к которым возможна и необходима, прежде всего, разработка рассматриваемых вопросов, т.е. определиться с исходной позицией. Думается, что для этих целей можно опереться на принятое в рамках Академии проблем качества понятие «качество образа жизни» и его составляющие. При таком подходе образ жизни видится как гармоническое, динамическое сочетание следующих элементов:

качество продукции, товаров, услуг и их улучшение;

природная среда — сохранение, рациональное использование и воспроизводство природной среды обитания;

здоровье граждан и повышение активного долголетия;

образование, культура и повышение их уровня.

Сочетание названных материальных элементов, осененных аурой духовности , и представляется нам качеством образа жизни. Представляется также, что это понятие отражает явление более высокого порядка по сравнению с широко принятым понятием «качество жизни», так как позволяет:

во-первых, в достаточно полной мере высвечивать духовную составляющую как отдельных элементов бытия людей, так и их совокупность;

во-вторых, четко определять направления усилий по обеспечению достойной жизни всем гражданам нашей страны.

Для практических целей важно будет проникнуть в сущность «механизма» взаимодействия качества и духовности. Духовность, выступая как общая аура, охватывающая все элементы образа жизни, позволяет видеть, что каждый элемент, в свою очередь, имеет свою, специфическую, характерную для него ауру духовности.

Такой взгляд открывает путь к пониманию того, что духовность образа жизни в целом — это структурированное сочетание отдельных материальных элементов и их отношение к душе и разуму человека, его популяций, социальных сообществ. Речь идет не о сумме, а о сложном, подвижном сочетании. Отдельные элементы образа жизни, окрашенные духовностью, соприкасаясь друг с другом, подвергаются диффузии и потому представляют собой что-то иное, более высокое, отличное от того, чем они были до соприкосновения.

О ПОНЯТИИ «ДУХОВНОСТЬ»

Чтобы лучше представлять себе природу