Рудольф Штайнер

Как достигнуть познаний высших миров

из известной точки, также должно это происходить и в

ином мире. И там необходимо отыскать какое-либо место, которое

надо сначала подробно исследовать и духовно взять в свое

обладание. В этом месте надо основать свою духовную родину, а

затем все остальное поставить в то или иное отношение к этой

родине. Ведь и живя в физическом мире, человек видит все так,

как это влекут за собой представления его физической родины.

Берлинец невольно описывает Лондон иначе, чем парижанин.

Однако, с духовной родиной это обстоит все-таки иначе, чем с

физической. В последней человек рождается без участия со свое

стороны; в ней он инстинктивно воспринимает во время своей

юности ряд представлений, которые с тех пор невольно бросают

для него свой свет на все. Духовную же родину он с полным

сознанием образует себе сам. Поэтому исходя из нее, он и судит

с полной ясностью и свободой. - Это образование духовной родины

на языке тайноведения называется 'построением хижины'.

Духовное созерцание не этой ступени простирается прежде

всего на духовные противообразы физического мира, поскольку эти

противообразы находятся в так называемом мире астральном. В

этом мире находится все то, что по существу своему подобно

человеческим влечениям, чувствам, вожделениям и страстям. Ибо

ко всем окружающим человека чувственным вещам принадлежат также

и силы, родственные упомянутым человеческим силам. Кристалл,

например, слагается в форму под влиянием сил, которые для

высшего созерцания представляются подобными влечению,

действующему в человеке. Подобные же силы прогоняют сок по

сосудам растений, содействуют распусканию цветов и раскрытию

семенных коробочек. Все эти силы получают форму и цвет для

развитого органа духовного восприятия совершенно также, как

предметы физического мира имеют форму и цвет для физического

глаза. На описанной ступени развития ученик видит не только

кристалл и растение, но также и эти духовные силы. И он видит

животные и человеческие влечения не только благодаря

проявлениям физической жизни их обладателей, но и

непосредственно, как предметы подобно тому, как в физическом

мире он видит столы и стулья. Весь мир инстинктов, влечений и

страстей животного или человека превращается в астральное

облако, которым окутано существо или в ауру.

Далее, на этой ступени развития ясновидящий воспринимает

также и вещи, почти или совершенно ускользающие от чувственного

познания. Он может, например, заметить астральное различие

между пространством, наполненным преимущественно низменно

настроенными людьми и пространством, в котором присутствуют

люди высокого душевного строя. В больнице не только физическая,

но и духовная атмосфера иная, чем в танцевальном зале.

Торговому городу свойственен другой астральный воздух, чем

университетскому. Сперва способность восприятия таких вещей у

начинающего ясновидца будет развита очень слабо. Она будет

относиться к вышеназванным предметам так же, как сновидческое

сознание чувственного человека - к его бодрственному сознанию.

Но постепенно он пробудится вполне также и на этой ступени.

Высшее достижение ясновидца на описанной ступени

созерцания это - та, на которой ему являются активные

астральные противообразы животных и человеческих влечений и

страстей. Действие, исполненное любви, сопровождается иным

астральным явлением, чем действие, проистекающее из ненависти.

Чувственное вожделение являет кроме себя самого еще и

отвратительный астральный противообраз, ощущение же,

направленное на что-либо высокое, - напротив, прекрасный. Эти

противообразы во время физической жизни человека видимы лишь

слабо. Ибо их сила ослабевается жизнью в физическом мире.

Желание, направленное на какой-нибудь предмет, порождает,

например, в астральном мире, кроме своего собственного

отражения, еще и упомянутый противообраз. Но если желание

получает удовлетворение