Рудольф Штайнер

Как достигнуть познаний высших миров

высшее 'Я', должно

явиться в мир со всеми необходимыми органами и зачатками для

того, чтобы быть жизненноспособными. Если природа заботится о

том, чтобы ребенок явился в мир с правильно построенными ушами

и глазами, то законы самостоятельного развития человека должны

взять на себя заботу о том, чтобы его высшее 'Я' вступило в

бытие с необходимыми способностями. И эти законы,

обеспечивающие развитие высших органов самого духа, суть те же

самые, что и законы здравого разума и морали в физическом мире.

Как младенец зреет в чреве матери, так в физическом 'Я' зреет

духовный человек. Здоровье младенца зависит от нормального

действия законов природы в чреве матери. Подобным же образом и

здоровье духовного человека обусловлено законами обыкновенного

рассудка и действующего в физической жизни разума. Ни один

человек никогда не сможет породить здоровое высшее 'Я', если он

не будет жить и мыслить здраво. Жизнь, сообразная с природой и

разумом, является необходимой основой всякого истинного

духовного развития. - Как младенец уже в чреве матери живет по

тем же законам природы, которые он после своего рождения будет

воспринимать физическими органами чувств, так и высшее 'Я'

человека уже во время физического бытия живет по законам

духовного мира. И как младенец по смутному жизненному чувству

усваивает себе надлежащие силы, так может и человек усваивать

себе силы духовного мира, прежде чем родится его высшее 'Я'. И

он даже должен поступать таким образом, если хочет, чтобы это

'Я' явилось в мир вполне развитым существом. Неправильно было

бы сказать: я не могу принять учений духовной науки прежде, чем

сам не получу способности видеть. Ибо без углубления в данные

духовных исследований человек вообще никогда не будет в

состоянии достигнуть высшего познания. Он был бы тогда в

положении младенца, который отказался бы материнском чреве от

сил, притекающих к нему от матери и захотел бы дождаться, пока

он сам не сможет добывать их. Как зародыш младенца до рождения

из жизненного чувства познает пригодность притекающих к нему

сил, так человек, еще до ясновидения, познает истину духовной

науки. Возможно проникновение в эти учения, построенное на

чувстве и на ясном, здоровом, всесторонне обсуждающем разуме,

даже и тогда, когда мы сами еще не видим ничего духовного.

Сначала необходимо познакомиться с мистическими познаниями и

путем их изучения, подготовиться к созерцанию. Человек, который

пришел бы к созерцанию прежде такого изучения, был бы подобен

ребенку, родившемуся хотя и с глазами и ушами, но без мозга.

Перед ним расстилался бы целый мир красок и звуков, но он

ничего не мог бы с ним поделать.

Таким образом, все, что было первоначально понято

человеком посредством его чувства истины, а также его разума и

рассудка, все это становится на упомянутой ступени духовного

ученичества его собственным переживанием. У него является

теперь непосредственное знание о своем высшем 'Я'. Он узнает,

что высшее 'Я' связано в духовными существами высшего порядка и

образует с ними некое единство. Он видит, каким образом его

низшее 'Я' происходит из высшего мира. И ему открывается, что

его высшая природа продолжает жить после смерти низшей. Он

может теперь сам отличить в себе преходящее от пребывающего. Но

это только означает, что он научается теперь сам, из своего

собственного созерцания , понимать учение о воплощении

(инкарнации) высшего 'Я' в низшем. Теперь ему становится ясным,

что он входит как звено, в состав некой высшей духовной связи,

что его качества, его судьбы обусловлены этой связью. Он

познает закон своей жизни, карму. Он убеждается, что его высшее

'Я', заполняющее в настоящее время его жизнь, представляет

собою только один из образов, которые может принимать его

высшая сущность. И он находит возможность работать над собою из

своего высшего 'Я', чтобы становиться все совершеннее и

совершеннее. Он убеждается отныне также и в великом